|
Философия и медицина сделали человека самым разумным из всех живых существ, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным... Эта мысль как нельзя более точно отображает сущность суеверий и их влияние на человека, жизнь которого пронизана предрассудками.
Многие из них возникли очень давно и обладают потрясающей живучестью. Объясняется это тем, что любое подтверждение той или иной приметы прочно закрепляется в памяти народа, а многочисленные факты, опровергающие силу суеверий, не принимаются во внимание. Слово суеверие образовано от слова суе - т. е. зря, даром, напрасно и вера, таким образом, суеверие - приписывание религиозного значения всему, что такового не имеет. Вера неотделима от истины, а суеверие - от заблуждения. Религиозная вера и суеверие кардинально отличаются друг от друга. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другое же основано на доверии.
Но, несмотря на это, и по сегодняшний день многие христиане верят в истинность гадания по Библии, употребление суеверных молитв и заклинаний, носят талисманы, доверяют гороскопам, судорожно боятся домовых, водяных, леших, ведьм, верят снам, предчувствиям, приметам... То есть имеют дело не с истиной первопричиной того или иного события, а с доступным для их понимания, но ложным по сути объяснением происходящего.
Вера - это внутреннее состояние души, которым живут. Вере нельзя подчиниться, как чему-то внешнему, навязанному посторонней силой. В противном случае вера вырождается и переходит в суеверие. А оно уже выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет, и, следовательно, порождает страх. Демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха.
Какие мысли могут быть у человека, который руководствуется в своей повседневной жизни суевериями? Он думает не о том, как нести людям доброту, радость и любовь, а о том, что не достойно серьезного внимания: какие напасти принесет встреча с черной кошкой, с какой ноги заходить в аудиторию для сдачи экзамена или о несчастьях, которыми, по мнению такого человека, будет наполнена пятница, 13.
Поэтому Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Единственное лекарство против суеверия - знание. Для «излечения» человека от суетной веры следует ознакомить его с историей происхождения того или др. предрассудка, а также с законами разнообразных явлений природы. К примеру, некоторые люди приходят в ужас, если у них разбивается зеркало.
Корни этого предрассудка исходят из 15 века, когда в Венеции стали делать первые стеклянные зеркала. Стоили такие зеркала очень дорого, поэтому владельцы стремились сохранить их в целости, а также ни в коем случае не допустить того, чтобы слуги их случайно разбили. В таком случае слугам грозило жестокое наказание, отсюда и возникновение суеверия - если ты разбил зеркало, то тебе будет плохо. Относительно суеверия о рассыпанной соли, приносящей несчастье, есть логическое объяснение: соль очень ценилась из-за того, что шахт изначально было очень немного. Позднее люди научились добывать соль в больших количествах. А до того времени соль на столе могли позволить себе очень немногие семьи. Отсюда и повелось: рассыпал соль - жди беды.
Многие боятся, что женщина с пустыми ведрами перейдет дорогу. Такое убеждение людей относится еще ко временам крестьянского быта на селе, когда не было водопровода, поэтому и воду брали для своих нужд из колодцев. Увидеть женщину с коромыслом и пустыми ведрами означало печальную весть, что колодец высох.
Рассмотрев все эти примеры, невозможно не вспомнить слова из проповеди митрополита Антония Сурожского: «Да, современный человек - человек верующий. Он верит в самые необычайные вещи, в нашем западном мире он принимает на веру что угодно, только не традиционные верования своей страны...
Не думаю, что оскорблю кого-нибудь, если скажу, что распространение веры в такие явления, как летающие тарелки, гадание, астрология и т. п., поразительно возросло за последние десятилетия. И тем не менее люди, готовые верить во все перечисленное, говорят, что верить христианству невозможно. Помню, один человек сказал мне, что невозможно принять на веру Воскресение Христа - хотя в Воплощение он верил. И когда я заметил, что гораздо легче поверить, что Бог, ставший человеком, восстал из мертвых, чем поверить, что Бог, ставший человеком, мог умереть, он посмотрел на меня с изумлением и сказал: «Я никогда не задумывался над этим в таком плане!
Эта доверчивость, способность принимать новые, полные таинственности представления, благодаря чему начинаешь принадлежать группе или движению исключительных «посвященных», поразительна. И мне иногда сдается, что переживание собственной исключительности и особого положения, в котором оказываешься, когда принадлежишь к такому движению, отчасти способствует тому, что люди способны принять на веру некие утверждения. Но очень трудно принять что-то совершенно простое, что кажется обыкновенным, поскольку люди жили этим две тысячи лет, или пять тысяч, или десять тысяч лет».
Давайте вспомним, что же говорили о суевериях святые отцы:
- «Если Бог попустит, то бесы вершат, попускает же Бог лишь тем, кто боится их, а кто веру крепкую держит к Богу - над тем чародеи не властны»
( Святитель Серапион Владимирский)
- «Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божьем беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и - заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов»
(Прп. Макарий Оптинский)
- у святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, то мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».
- «Последствия их (гаданий), - говорит блаженный Августин, - большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем у святого Иоанна Златоуста:
«После брака, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках...о красной пряже и многом другом, доказывающим великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем, крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам?».
Людям нравятся простые ответы на сложные вопросы. С помощью суеверий можно легко объяснить болезни, неудачи, собственные ошибки...
В действительности же суеверия приучают людей к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической и генетической заданности всей жизни, отвлекает человека от мыслей о Боге, от молитвы, от желания узнать волю Бога о себе.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что суеверие - это духовная болезнь, которая одолевает человека со скудными истинными знаниями о вере и о духовной жизни.
Вера, которая не основывается на богословских знаниях, Святом Писании и наследии св. Отцов часто превращается в пустое суеверие, в суррогат различных взглядов, в котором нет места для покаяния и борьбы с грехом.
|
|
|