С 15 века на Русской земле сложилась традиция отмечать в августе три праздника, которые следуют друг за другом: 14 августа - Медовый Спас, 19 августа - Яблочный Спас, 29 августа - Ореховый Спас. Именно поэтому в прошлые века этот месяц имел еще и простонародное название - густырь, т.е. щедрый месяц, ведь в августе начинается сбор урожая, идет жатва, собирают яблоки, мед. Все три праздника носят название «Спасов», что является сокращением слова «Спаситель».
14 августа - Спас медовый, Спас на воде. Это - первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса - Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Истоки Спаса идут из Византии. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви этот праздник был установлен Андреем Боголюбским в 1164 г. В этот день Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту. Повсеместно совершались крестные ходы к воде. Согласно древнему преданию, 1 августа ( по старому стилю) святой благоверный князь Киевский Владимир крестился сам и крестил Русь. В этот день в память о Великом событии Крещения Руси совершается освящение воды. В "Сказании действенных чинов святыя соборные и апостольския церкви Успения" (1627 год) говорится: "А на Происхождение в день Честного Креста бывает (крестный) ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям" (Православный церковный календарь на 1993 год. С. 79).
Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь.
Напротив Симонова монастыря на Москве-реке строился специальный помост и устраивалась «иордань» - возводился над водой навес на четырех изукрашенных столбах, увенчанный золоченым крестом. По углам "Иордани" изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и другие святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, птицами. На помосте ставились два «места» - государево (в виде пятиглавого храма) и патриаршее. Их огораживали раззолоченной решеткой, помост застилали алым сукном.
Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес «иордани» и оттуда - в воду. Перед погружением государь возлагал на себя драгоценные кресты. Их было по традиции три - унизанных жемчугом и украшенных драгоценными камнями. Вот, например, как выглядел один из крестов: «...Посредине образ Спаса резной стоящий, по бокам образы Пречистой Богородицы да Иоанна Богослова, позади Архангел Михаил. На кресте изумруд, по бокам двадцать восемь жемчужков, а в середине двенадцать жемчужков да восемь камушков в гнездах, да два яхонта и два рубина...»
Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев. Духовенство кропило святой «иорданскою» водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к «иордани», где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.
После водосвятия принято было купаться, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Так, в Валдае Новгородской губернии купались прямо в рубашках. Говорили: "На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся". Кроме людей купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку, для того чтобы защитить животных от разных болезней. После продолжались народные гуляния - чинные, без плясок и без песен, без винопития: начинающийся Успенский пост строг, позволяет угощаться только медом и квасом.
14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев (отсюда - Маккавеев день), принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова и их матери Соломонии. В народных представлениях произошло соединение созвучного имени семи мучеников и названия растения - "мак", сбор семян которого приходился на это время.
Название «Медовый спас» пошло от того, что в середине августа все пасечники начинают собирать мед из сот. Крестьяне считали, что с этого дня пчелы прекращают производить мед ("пчела перестает носить медовую взятку"), поэтому необходимо было "заломать соты" ("На Первый Спас заламывай соты"), иначе пчелы из соседних ульев заберут весь мед. Для "выламывания" первых сот на пасеке пчеловод одевался в чистую одежду, осенялся крестным знамением, выбирал самый богатый по медовому запасу улей - после чего "подрезывал" соты ("На Первый Спас макай в мед ножи" - смоленск.) и, положив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посуду, относил в церковь. После обедни священник освящал мед нового урожая и только теперь его разрешалось есть. Часть освященного меда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощался причт, нищие ("На Первый Спас и нищий медку попробует!") и дети. Пробуя первый мед, ребята приговаривали:
"Дай, Господи, хозяину многие лета,
Многие лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение".
(Коринфский А.А. 1995. С. 324).
Возвратившись из церкви, пчеловоды разговлялись свежим медом, пирогами с пшенной кашей и медом, варили "медяные" квасы и угощали всех пришедших в гости, а в Древней Руси пекли на первом меду огромный хлеб-пряник из первой ржаной муки нового урожая.
Ко дню Первого Спаса устраивали "сиротские и вдовьи помочи", т.е. приходили помогать по хозяйству сиротам и вдовам, что происходило обычно после службы в церкви, до праздничного обеда.
Медовый спас - это проводы лета, начало двухнедельного Успенского поста, считающегося "осколком от Великого поста", поэтому его и почитали также как и Великий пост.
С праздником!