Святитель Димитрий родился в 1651 году, в пределах Киевских, в местечке Макарове, и был при крещении назван Даниилом.
Отец его, Савва, по прозвищу Туптало, был полковым сотником. Даниил поступил в училище в Киеве, и с ранних лет обнаружил великое усердие к молитве и к учению, предпочитая чтение книг и слушание благочестивых разговоров шумным играм с товарищами. Это расположение усилилось в нем с годами, и 17-ти лет, он, с родительскаго благословения, поступил в монахи в Кирилловский монастырь. Тут Димитрий (так был он наречен при пострижении), укрепляясь в вере и благочестии, усердно занимался между тем науками и обучался разным языкам. Богато одаренный умом и всеми способностями, он на благо употребил эти драгоценные дары Господни и, как верный служитель, о котором говорит Евангелие, умножил вверенный ему талант, обратя его на службу Богу и пользу ближнему. Он проповедывал слово Божие в Киеве, Чернигове и разных монастырях, был игуменом в Максаковской, а потом в Батуринской обители. Проповеди его привлекали множество народа и утверждали православие в тех областях, где оно несколько колебалось но причине частых и близких сношений жителей с соседними папистами.
Вскоре Димитрий был призван на другой труд. Чувствовалась необходимость собрать жития Святых. Давно уже митрополит Макарий начал это дело, собрав в своих великих Четии-Минеях жития Святых из разных книг; потом митрополит Киевский, Петр Могила, пожелал издать эти книги на более доступном для всех языке, но умер, не успев исполнить своего намерения. Теперь митрополит Киевский искал человека, которому мог бы поручить это, и избрал на то Димитрия, уже известного как благочестием, так и ученостью и трудолюбием. Димитрий начал этот полезный труд, бывши игуменом Батуринскаго монастыря, и постоянно занимался им в продолжение 20-ти лет, в сане архимандрита в Чернигове и Новгороде-Северском и митрополита Ростовскаго. Он собрал в Четиих-Минеях жития Святых, расположив их по дням, и заслужил тем нашу глубокую благодарность.
Между тем император Петр, тогда царствовавший в России, назначил Димитрия митрополитом Сибирским и Тобольском; но так как расстроенное здоровье Святителя и начатое им дело не позволяли ему предпринять отдаленнаго путешествия в Сибирь, то он был переименован митрополитом Ростовским и Ярославским. В этом высоком сане Димитрий еще более усилил труды свои; помня изречение Спасителя, что кому много дано, от того много и потребуется, он неутомимо заботился о благе вверенных ему душ, он устроил в Ростове училище из собственных доходов, следил за уроками, и часто преподавал сам, когда это позволяли ему разнообразныя занятия. Словом и проповедью он неусыпно старался изъяснить учение Христово; житием же воздержным, богобоязненным и честным представлял благой пример. Добрый, сострадательный и всем доступный, он помогал ближним всеми средствами: охотно подавал совет и наставление; ходил за больными; щедро раздавал неимущим пищу и одеяние, едва оставляя себе что-нибудь, так что по смерти ничего не оставил, кроме священных книг.
Беспрестанныя занятия, возложенныя на св. Димитрия новым саном, не мешали ему усердно продолжать Четии-Минеи, и, кроме этого, он написал еще много книг духовнаго содержания, молитв и духовных песней. Новое обстоятельство потребовало еще усиленной от него деятельности. Около этого времени появились раскольники, которые ложно толковали слово Божие; из своих скитов в Костромской и Нижегородской губерниях, и в Брынских лесах, распространяли они свое лжеучение, и смущали им людей, нетвердых в вере и в законе Господнем. Димитрий убедительным словом проповедывал о несправедливости их учения, и письменно обличал их заблуждения и указывал истину. Самое замечательное его сочинение против раскола есть «Розыск о Брынской вере».
За эти подвиги св. Церковь прославляет его, называя православия ревнителем и раскола искоренителем, Российскою звездой, из Киева воссиявшей и через Новгород Северский в Ростов достигшею, всю же страну сию учением и чудесами озарившею, златословесным учителем. Смерть рано постигла Святителя. На 58-ом году он заболел и почувствовал приближение конца своего, хотя болезнь не казалась важною и не внушала никому опасения. Накануне смерти он призвал к себе певчих и со вниманием выслушал им же сочиненныя духовныя песни: «Надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог, Иисусе, Ты моя радость». Отпустив всех, он при себе оставил одного из певчих, который помогал ему в переписывании сочинений, и долго с ним беседовал о жизни, об обязанностях христианина; потом отпустил и его, и, проводив до двери келии, низко поклонился ему и поблагодарил за все оказанныя им услуги. «Мне ли, последнему служителю, ты так низко кланяешься, владыко святый» — сказал певчий. Митрополит опять поклонился, повторив: «благодарю тебя», и потом, став на колена, начал молиться. Певчий возвратился в дом свой с грустным предчувствием; рано поутру колокольный звон возвестил о кончине Святителя, котораго нашли умершим на коленях, как стоял на молитве. Это было в Ростове, в 1709-м году.
Спустя года после смерти Святителя, честныя его мощи и самыя одежды были найдены нетленными, и в 1763-ом году переложены императрицею Екатериной в серебряную раку. В 1757 Димитрий Ростовский был канонизирован. Сейчас рака с мощами святителя хранится в Успенском соборе Ростовского Кремля.
Свт. Дмитрий был человеком широко образованным. Его учение призывает к добродетели, прививая любовь к Богу и к ближнему, самоотречение, смирение, благодушие. Это — традиционное русское религиозное учение, которым жил русский народ. «Христианский человек, — учит свт. Дмитрий, — должен по силе своей заботиться, чтобы с Божьей помощью день ото дня и час от часа приходить к совершенству в добрых делах» (Поучение в четверг 20-й недели по Святом Духе). Совершенство достигается, гл. обр., любовью. Через эту добродетель мы можем соединиться с Богом. «Как же? А вот как: любить нужно то, что Бог любит, и никогда не любить того, чего Бог не любит; делать то, что Богу угодно, и старательно избегать того, что не угодно Богу» (Поучение в 6-ю неделю по Пасхе).
Свт. Дмитрий ставил во главу жизни совершенной соблюдение добродетелей, самоотречение и смирение. В этом он только следовал таким великим учителям Церкви, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Федор Студит и святые, жизнь которых он сам описывал.
Отношение свт. Дмитрия к Страстям Христовым имело особенный характер. Страсти не были для него, среди всего прочего, предметом обычного поклонения. Вся его духовная жизнь протекала, росла и укреплялась под сенью Креста. Он говорил, что надо избегать грехов, ибо они возобновляют страдания Христа, пригвождая Его заново ко кресту, но что необходимо осуществлять добродетели, пример которых дает нам распятый Христос. Свт. Дмитрий любил, особенно по пятницам, размышлять о страданиях и смерти Спасителя. И, если случалось что-либо в пятницу, он рассматривал случившееся в соотношении со Страстями. Так записал он в своем дневнике 29 марта 1689: «Марта 29 дня, в святой и великий пяток спасительных Страстей, мать моя Мария Михайловна преставилась в девятом часу дня, в тот самый час, когда Спаситель наш, на кресте страждущий, за спасение наше, дух Свой Богу Отцу “в руце” предал… А и то за добрый знак спасения ее полагаю, что в тот же день и час, когда Христос разбойнику во время вольной Своей смерти рай отверз, тогда же и ее душе разлучиться от тела повелел» Также и в проповедях, произносимых по пятницам, святитель всегда говорил о Кресте. Как мы уже знаем из его жития, любил он лежать крестообразно простертым на земле в течение трех часов, вспоминая часы, проведенные Спасителем на кресте.
В г. Одессе возведен Свято-Димитриевский храм в честь святителя Димитрия Ростовского на Втором христианском кладбище.
Тропарь. Димитрию, свт. Ростовскому.
Православия ревнителю и раскола искоренителию, / Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, / списаньми твоими буих уцеломудрил еси, / цевнице духовная, Димитрие блаженне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак свт. Димитрию Ростовскому.
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.
Величание :
Величаем тя, / святителю отче Димитрие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа, Бога нашего.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов