Кто такой скучающий человек? Почему становится все больше людей, которые просто «убивают время», а не живут?
Существует общественный стереотип, который гласит, что люди, постоянно подверженные скуке, – это, как правило, одинокие неудачники, которым нечем, а самое главное, некем занять своё жизненное пространство. Но это лишь стереотип, который находит весьма слабое отражение в повседневной реальности. «Человек скучающий» – порождение современного общества потребления. Он, прежде всего, излишне амбициозен, обладает повышенной психоэмоциональной чувствительностью, воспринимающий жизненную рутину как личную трагедию, материалист, пытающийся до всего дойти «своим умом». Жизненная рутина для такого человека – это неспособность выйти за пределы тех обстоятельств, в которых он оказался, неудовлетворенность условиями, в которых он находится. Драматичность подобной ситуации в том, что человек в подобных случаях надеется, прежде всего, на СВОИ силы, а не на помощь Бога.
Осознание невозможности что-либо изменить приводит к ощущению безысходности, беспомощности, апатии, духовному очерствению, равнодушию к жизни. Постепенно всё становится скучным и унылым, но ничего не хочется с этим делать. Способность удивляться – это действительно редкое явление в нашей жизни, где становится всё меньше места для новизны. Культура потребления окружает нас огромным разнообразием всего, что, на первый взгляд, может подарить счастье и внутренний комфорт. Но это лишь иллюзия, и каждый, поверивший в неё, рискует горько разочароваться. То, что должно радовать и вдохновлять человека и предназначено Господом для поддержания радости и света в наших душах, в современном мире, обузданном культурой потребления, выглядит малопривлекательным и слишком трудоёмким для многих. Зачем, например, создавать семью, молиться, ходить в храм и т. д.? Ведь это так трудно, утомительно! Зачем трудиться для счастья, если его можно получить без хлопот и усилий! Гораздо комфортнее скрыться в бездне киберпространства, алкоголя, блуда и т. д. Все эти способы могут ненадолго отвлечь «человека скучающего» от жизненных реалий. Но ни один из них не является истинно действенным! Даже понимая это, многие люди всё же предпочитают такой уход от реальности, чтобы хоть ненадолго заполнить душевный вакуум и убежать от внутренних противоречий, которые ранят душу. Это можно сравнить с больным ноющим зубом, который, боясь лечить, «глушат» обезболивающими лекарствами.
Побег из реальности помогает совершать современная культура потребления, предлагающая бесконечную новизну переживаний, развлечений и впечатлений, которые можно приобрести за деньги. Индустрия развлечений создает «культ скучающего человека», навязывая обществу все новые потребности, создавая иллюзию их острой необходимости и неполноценности потребителей из-за невозможности их купить. Цель этой зловещей индустрии – работать на то, чтобы человек испытывал скуку постоянно, скрасить которую могут лишь специальные товары и услуги. В подобных условиях ЛЮБОВЬ, данная Богом как источник радости и лекарство от этой самой пресловутой скуки, помещается в торгово-рыночные рамки и воспринимается многими как часть культуры потребления. Любовь как товар, как средство манипуляции, как оружие… Но любовь ли это или её синтетический заменитель?
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знание упразднится (1 Кор. 13:4-8).
Современные люди стали нарекать «любовью» всё то, что никакого отношения к ней, по сути, не имеет. Как следствие – разочарование в Любви и в жизни в целом, бегство из свободы в иллюзию, скука и печаль.
Куда легче и проще убежать «человеку скучающему» от навязчивых мыслей и проблем? Конечно же, в сферу развлечений! Она предоставляет тысячи способов сделать человека счастливым и беззаботным, пусть ненадолго и не по-настоящему… Ну и что, если в реальной жизни ничего не получается! Зато всегда есть жизнь параллельная, иллюзорная, лёгкая, но в то же смертельно пустая и бессмысленная…
Воспринимая скуку как норму и делая частью своей жизни, человек начинает ощущать себя лишним и ненужным. Образ «лишнего человека» наглядно описан еще в XIX веке в произведениях русских писателей. Это человек значительных способностей, который не может реализовать свои стремления и таланты в повседневной жизни. Невозможность справиться с жизненной скукой проводит к постоянным праздным развлечениям. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к саморазрушающему поведению. К «лишним людям» относятся такие герои, как Евгений Онегин А. С. Пушкина, Печорин М. Ю. Лермонтова, большое количество героев И. С. Тургенева.
Поколение скучающих упивается своей скукой, превозносит и культивирует её. Она становится составляющей жизни, зубной болью, к которой со временем привыкаешь. Современный мир призывает человека удовлетворять только физические потребности, нивелируя духовные. Либо вовсе производит подмену духовного материальным. Реклама провозглашает нам, что приобретая те или иные товары и услуги, мы можем стать гораздо более лучшим человеком, чем являемся сейчас. Эта тонкая игра на тщеславии потребителей и их неуверенности в себе. «Я могу стать лучше, просто купив это!» Как, оказывается, всё просто! Но приобретя многое желаемое из того, что предлагает сфера услуг, человек вдруг осознает, что ничего из этого не может дать ему облегчения от его душевных страданий.
Постоянная скука – это опаснейший червь, который точит душу изо дня в день, и чем раньше «человек скучающий» обнаружит опасность своего положения, тем легче будет ему исправить его.
Но «человек скучающий» не безнадёжен, просто он ещё не познал бесконечно интересные стороны своего «я», которые наполнили бы его жизнь достаточной заинтересованностью и исключили бы любую возможность для скуки. Непрерывный труд – то, что может спасти и вырвать из лап хандры. Но, прежде всего, труд над собой, своим духовным состоянием.
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов