Вследствие грехопадения человек приобрёл множество греховных недугов. Там, где раньше царила только чистая любовь и радость, поселились гордость, зависть, обида, различные страхи, которые и теперь мучают души целых народов. Единственный страх, который является спасительным это страх Божий – благоговейный. Он направлен на то, чтобы ничем не оскорбить Господа и помочь противостоять греху. Человеческий страх, в отличие от Божиего, может привести к весьма негативным последствиям для духовного и телесного здоровья человека.
Изначально, естественное чувство страха, которое заложено в каждом, исполняет охранительную функцию, ведь страх это реакция организма на возможную опасность, которая и помогает избежать её. Самыми распространёнными человеческими страхами являются те, которые порождает неизвестность, подкреплённая чрезмерной фантазией. Это панический страх перед неопределённым будущем, воображение страшных картин вероятных болезней и напастей, боязнь перемен и незнакомых людей и т.д.. Подобные состояния уже нельзя назвать естественными и здоровыми. Такой уязвимостью обычно пользуется лукавый. Он усугубляет чувство страха и запугивает до такой степени, чтобы держать человека в постоянном нервном напряжении. Цель достаточно ясна – погубить душу, а для врага все способы хороши.
О том, что страх часто проистекает от гордыни, знают Святые отцы Православной Церкви. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней». Также предостерегает Преподобный Нил Синайский: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов». Один из французских философов заметил, что человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха. Страх – один из самых тягостных видов рабства.
В состоянии страха, в ожидании каких-то тяжёлых событий, человек теряет способность здраво мыслить, он лишается сна, а вместо покоя в душе водворяется снедающая тревога. Всё это бесовские проделки, таким образом, враг пытается довести человека до крайнего отчаяния и погубить.
Православного христианина, живущего по вере, очень сложно ввести в такие деструктивные настроения, потому что упование на Бога делает его сильнее. А страх Божий, помогая бороться с искушениями, ограждает от тёмных навязчивых мыслей, ведь по-настоящему нужно бояться лишь одного - опечалить Бога своими согрешениями.
Когда человек в доверии к Господу проводит жизнь, то его ничего не должно устрашать: ни змеи, ни воры, ни стихийные бедствия, так как всего себя, каждый день и минуту своей жизни он вручает Богу.
В каких бы жизненных обстоятельствах не находился человек всегда нужно полагаться на волю Божию. Совсем оградиться от испытаний и болезней не удастся, но Господь вместе с ними посылает и утешение, и силы. В тяжёлые минуты нужно особенно прибегать к молитве, в ней душа успокаивается, а гнетущие помыслы отступают. Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) говорил: «Научает молитва и великодушию в перенесении скорбей, убеждая в том, что искушения и скорби становятся причиной последующего знания и спасения. Так и все прочие добродетели, и даже сама любовь, вызревают с помощью молитвы».
Святые отцы в своих постоянных трудах и подвигах изучали природу человеческих страстей и страхов, чтобы научиться искоренять грех, обновить свою душу и помочь другим стать ближе к Богу.
Из писем преподобного Макария Оптинского: «Страх причиняет большой вред, тело расслабляется от упадка духа и лишения спокойствия, и без болезни болезнь приключается».
Преосвященный Варнава (Беляев) пишет: «Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только «от мыслей», а на самом деле ещё и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли – не просто мысли, но мысли «навязчивые», то есть с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды, посторонни и ненавистны… Но если человек не признает Церкви, благодати, Святых Таинств и драгоценности добродетелей, то есть ли ему чем защищаться? Конечно, нет. И тогда, раз сердце пусто от добродетели смирения и с нею от всех прочих, приходят демоны и делают с умом и телом человека, что хотят (Мф. 12, 43–45)».
В моменты нападения всяческих тёмных страхов и тревожных чувствований преподобный Паисий Величковский советует: «Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение. Не допускай укорениться в себе сему детскому настроению… но считай его за ничто, как бесовское. Раб Божий боится только своего Владыки, Которой создал тело, вложил в него душу и оживил; бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями... будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование. То место, куда войдешь, огради крестным знамением… перекрестись и, сотворив молитву и сказав: "аминь", войди смело. Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас. Будем держать в мысли, что мы в руке Божией. Господь сказал: Се даю вам власть наступати на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19). Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 21, 18). Сами ceбе мы причиняем страхование боязливым помыслом… будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижемся. Бесы следят за нами, как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими; каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания. Но страх Божий изгоняет страх бесовский».
Алина Бортняк
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов