«Будьте для всех солнышками!» (св. Алексей Мечев).
Каждого человека порой обуревают «тяжелые» мысли, которые разрушают духовный мир, делая нас раздражительными и унылыми. Состояние «плохих мыслей» становится хронической болезнью человечества, на которую перестают обращать внимание и даже привыкают к ней…
Негативное мышление стало верным спутником многих людей, оно оправдывается тяжелыми жизненными обстоятельствами, несправедливостью судьбы, «плохими нервами» и т.д. Позитивный, радостный способ мыслей, к которому призывали нас святые отцы, кажется чем-то фантастическим и трудноисполнимым. «Ведь для этого нужны хорошие жизненные условия, при таких проблемах это невозможно», - оправдываемся мы.
Фарисеи ошибочно полагали, что греховная вина может проявляться только во внешних действиях. Иисус Христос обличал их в этом заблуждении, указывая на достижение внешней чистоты через очищение сердца (Мф.XXIII,26).
Подобные убеждения встречаются и среди современных христиан, которые допуская различные злые помыслы в свою душу, считают это нормальным явлением. Ведь на деле этого не исполнили!
Периодически позволяя себе принимать негативные мысли, мы становимся своеобразными «трансляторами» зла, расточая соответствующие настроения среди окружающих.
Старец Фаддей Витовницкий рассуждал об «атмосферах неба и ада». Эти атмосферы, по его словам, создаются преимущественно благодаря тем помыслам, которые мы приносим в мир:
«Человек, который носит в себе Царство Божие, излучает святые мысли, Божии мысли. Царство Божие создает в нас атмосферу Царства Небесного, в противоположность мысленной атмосфере ада, которую излучает человек, носящий в своем сердце ад. Роль христианина в мире — очищать атмосферу на земле и ширить атмосферу Царства Божиего.
Мир нужно завоевывать сохранением в себе атмосферы Неба, ибо, если потеряем Царство Божие в себе» не сможем спасти ни себя, ни других. Кто носит в себе Царство Божие, то его будет незаметно и на других переносить. Наш мир и теплота будут притягивать людей, атмосфера Неба будет постепенно овладевать ими. Даже нет никакой необходимости говорить об этом людям: Небо будет сиять из нас и когда мы молчим, или когда говорим о самых обычных вещах; оно даже сияет из нас, когда мы это и не осознаем.
Душа, которая попала в круг мысленного хаоса, в атмосферу ада, или только прикоснулась к ней, чувствует адские муки. Например: листаем газеты или прогуливаемся по улицам, а затем вдруг почувствуем, что внутри, в душе, что-то нарушилось — чувствуем пустоту, тоску. Это потому, что чтением разнообразных вещей мы потеряли собранный, единый ум, мы стали рассеянными, и атмосфера ада «влияет» на нас».
Старец Паисий Святогорец в своих трудах описывал механизм изменения мыслей:
«В начале духовной жизни подвизающийся прогоняет плохие помыслы духовным поучением, непрестанной молитвой и усердным подвигом. Потом приходят уже только благие помыслы. Позже останавливаются и благие помыслы, и чувствуется некая пустота, а затем приходит к человеку Божественным просвещением».
Желающим избавиться от дурных момыслов преподобный Иоанн Кассиан Римлянин советовал:
«Мы должны знать, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. От Бога бывают, когда Он удостаивает нас посетить просвещением Святого Духа, возбуждая нас к высшему преуспеянию, и вразумляет нас спасительным сокрушением о том, что мы мало преуспели, или, пребывая в беспечности, были побеждены чем-либо, или когда открывает нам небесные тайны, обращает волю и намерение наши к лучшему...
От диавола происходят помыслы, когда он старается низложить нас как услаждением пороками, так и тайными обольщениями, с тонкой хитростью ложно представляя зло под видом добра и преобразуясь перед нами в Ангела света... А от нас помыслы происходят, когда естество вспоминает то, что мы делаем, или сделали, или слышали... Эту троякую причину мы постоянно должны наблюдать, и все помыслы, возникающие в нашем сердце, зорко рассматривать, сначала исследуя происхождение их, причины и виновников, чтобы можно было знать, как мы должны относиться к ним, смотря по достоинству внушивших их, чтобы нам сделаться искусными...»
Согласно мнению Церкви, лучший способ избежать худых помыслов – это пренебрежение ими и отсечение их. Архимандрит Софроний приводит учение старца Силуана о том, как нужно бороться с такими помыслами:
"Старец говорил, что в опыте святых отцов можно усмотреть несколько различных способов борьбы с помыслом, но лучший из них – совершенно не вступать в беседу с ним (помыслом).
Ум, вступивший в беседу с помыслом, встретится с его непрерывным развитием, и, увлеченный этою беседою, отрывается от памяти Божией, что и составляет цель демонов, которые оторванный от Бога ум так или иначе запутают, и из беседы с помыслом ум не выйдет чистым...»
Постоянный анализ мыслей, вытеснение негатива из собственного сознания и привнесение в него радости - лучший способ борьбы с депрессивными состояниями.
Работа по производству позитивного мышления – одна из самых сложных и трудоёмких, требующая непрестанного внимания к своему духовному состоянию. Но при постоянных усилиях этот тяжелый труд будет оправдан и принесёт плоды.
Как говорил старец Паисий Святогорец «Самым хорошим делом является открытие завода по производству хороших помыслов!»
Андреенкова Татьяна
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов