Помыслы
Некто сказал: "Весь твой жизненный путь - лишь продолжение твоих мыслей", и в этом есть немалая доля истины. Умение мыслить, по своей природе не является чем-то греховным, как и все другие человеческие способности, дарованные Всемогущим Господом человеку. Иначе обстоит дело, когда мысль целенаправленно зла. Как научиться прислушиваться к своим мыслям, и в чем отличаются мысль от помысла?
Как благородные, так и не добрые начинания в жизни человека начинаются с помысла. Помысл, на языке аскетики означает занимающую ум "мысль". А вернее будет сказано, помысл - это предшественник мысли. Некое соприкосновение с сознанием и душой человека, и становиться мыслью, тогда, когда человек принимает его в своё сердце. Помысл может быть от Бога, от падшего духа и от собственного человеческого естества. В переводе же с греческого помысел (логисмос) означает размышление; это умственные представления и образы, происходящие от чувств и воображения. Возникновение собственных помыслов обусловлено человеческими потребностями нашей жизни, ну например, человеку жарко и возникает помысел, мысль, потребность утолить жажду. Как же разобраться когда бывает помысл от нечистого духа, а когда от Бога?
Первый показатель - это отношение человека к окружающим и самому себе. Как говорил Святогорец Паисий: "Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым", - и приводит удивительный пример:
"Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: "Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: "(Насчет цветов) не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно". И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: "Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?", то она ответит: "Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!" И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов - садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка - о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт".
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, - что бы ни увидел, что бы ему ни сказали - включает в работу добрый помысл.
Однажды ко мне в каливу пришел мальчик - ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. "Ну, - говорю, - что скажешь, молодец?"
- "Это, - спрашивает, - калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий".
- "Калива-то, - отвечаю, - его, но самого Паисия нет - пошел купить сигареты". - "Видно, - с добрым помыслом ответил паренек, - батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то услугу". - "Для себя, - говорю, - покупает. У него кончились сигареты, и он, как угорелый, помчался за ними в магазин. Меня оставил здесь одного, и я даже не знаю, когда он вернется. Если увижу, что его долго нет, - тоже уйду". В глазах у паренька заблестели слезы, и он - опять с добрым помыслом - произнес: "Как мы утомляем Старца!"
- "А зачем он тебе, - спрашиваю, - нужен?" - "Хочу, - говорит, - взять у него благословение". - "Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка - я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится - он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить". Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом "Ну ладно, - сказал я тогда, - я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам". - "У меня, - отвечает, - есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение".
Видите как! Что бы я ни говорил - он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: "Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами", а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. "Кто знает, зачем он за ними пошел? - подумал он. - Наверное, хотел сделать доброе дело". Другие столько читают [и добрых помыслов не имеют]. А здесь - ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые».
Другой пример:
"Геронда, я, когда рассержусь, становлюсь как бурный поток - не могу себя удержать.
- А почему ты не можешь себя удержать?
- Потому что верю своему помыслу.
- Ну, раз так, то у тебя свое собственное "верую", собственный "символ веры"! Все дело в эгоизме. Не оправдывай своего помысла. Выбрасывай дурацкий помысл сама, не принимай его.
- А как я могу понять, что помысл "дурацкий"?
- Э, раз ты этого не понимаешь, тогда открывай его матушке-игуменье. И выбрасывай помысл одним махом - слушаясь ее во всем, что она тебе скажет. Если духовный человек доверяет своему помыслу, это начало прелести. Его ум омрачается гордостью, и он может впасть в прелесть. Уж лучше ему тогда повредиться в рассудке, потому что в этом случае он будет иметь смягчающие вину обстоятельства.
Не верь своему помыслу: ни когда он говорит, что ты пропащая, ни когда величает тебя святой» - наставлял Святогорец Паисий. Когда же возникают сомнения, то за советом лучше обратиться к духовно опытному священнослужителю.
Итак, если человек, прислушается к себе и сумеет различить, кем послан помысел, отсеивать и не принимать дурное значит, он вступает в духовную борьбу.
Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. "Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними", - учит святой Исаак Сирин.
"Должно ли прекословить борющему нас помыслу? - спрашивают святые Варсонофий и Иоанн, и дают ответ. - Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их".
Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. "Необходим подвиг для христианина, - учит святитель Игнатий (Брянчанинов), - но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа".
Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце, потому что вместо низких страстей "возобладало в нем другое, лучшее их вожделение" (св. Исаак Сирин). По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.
Когда же человек идёт на уступку, это становиться залогом медленного, незаметного порабощения грехом. Страсть внезапно возникнуть не может, она всегда начинается с помысла. Но чтобы заметить дурной помысел в самом начале, необходимо чуткое внимание всех сил души: ума, сердца и воли, бодрствование. Святыми отцами была дана схема развития страсти - одновременно (IV век) на Востоке Евагрием Понтийским, а на Западе - Иоанном Кассианом Римлянином. Она состоит из нескольких этапов.
Прилог или приражение - есть представление вещи, возникшее в нашем сознании. Это и некое чувственное возбуждение, которое не привлекает внимания человека, не видящего причины этого возбуждения, тем не менее «работает» в душе.
Сочетание - добровольная остановка внимания на помысле или образе. Святые отцы называют сочетание собеседованием с пришедшим помыслом, то есть «как бы тайное от нас слово к явившемуся помыслу, по страсти или бесстрастно; приятие приносимой от врага мысли, удерживание её, согласие с ней и произвольное допущение пребывать ей в нас» (Нил Сорский). От сюда, по святым отцам, может начаться грех, если ум, распознав, что помысел греховен, склоняется на грех, а не отвергает его. Но, как пишет Нил Сорский, «иногда кто-либо из подвизающихся хотя бывает побеждён в мысли, но корень ума его - в глубине сердца его - твёрдо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить»
Сосложение (согласие) есть приложение к образу не только ума, но и сердца и воли, полное принятие помысла душой. Такое состояние, при его осознавании, необходимо исповедовать.
Пленение начинается с того, как душа мыслью и чувством пленена грехом, стремится к образу, ищет исполнения греха. Воля поражена, образовался греховный навык. Нил Сорский: «Пленение есть невольное увлечение нашего сердца к нашедшему помыслу или постоянное водворение его в себе - совокупление с ним, отчего повреждается наше доброе устроение».
И, наконец, как следствие пленения неотвратимо наступает порабощение страстью.
Задача человека - противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к Всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати.
Именно поэтому, борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом. И помошником в этой невидимой брани становиться лишь искреннее смирение и упование только на Господа.
Костенко Валерия