Многие люди, осознав всю тяжесть своей греховной жизни, подвергают себя не просто самоукорению, а настоящему самоедству. В один прекрасный момент они решают, что недостойны ничего хорошего и не имеют права ожидать каких - либо благ ни от людей, ни от Бога. Они окружают себя печально-таинственным ореолом, ежесекундно осознавая свое крайнее недостоинство. Такая негативная программа - вирус, добровольно внедренная в собственную жизнь, причиняет немало хлопот, тормозя духовное и социальное развитие человека и одаривая его массой комплексов.
Ведь, по мнению таких страдальцев, православному человеку любить себя даже неприлично как-то! Да и не за что особо, грехов-то не счесть. Подобная модель мышления практикуется многими верующими людьми, чаще всего новоначальными, не осознающими, что истинное ощущение недостоинства приходит лишь с духовным опытом. Отсутствие любви к себе часто сопряжено с отсутствием самоуважения. Подобная самоустановка отталкивает окружающих, которые подсознательно чувствуют, что у человека что-то внутри «не так». Люди реагируют на нас точно так же, как мы себя презентуем. Нет ничего удивительного в том, что человек не любящий себя, вскоре находит подтверждение своей никчемности в реакциях окружающих. Транслируя сигнал о том, что они недостойны любви, такие люди подсознательно запрещают и другим это делать, выстраивая своеобразную «защиту».
Нередко причины нелюбви к себе таятся в детстве, когда родители излишне критиковали свое чадо и сравнивали с другими детьми. Повзрослев, такие люди с успехом реализовывают родительскую установку «все дети как дети, а ты хуже всех», находя ей подтверждение в своём поведении.
В нашу эпоху нравственной неразберихи, когда происходит грубое смешение идеалов добра и зла (а также подмены их друг другом) любовь к себе преподносится не как нормальное гармоничное восприятие себя, а как поклонение своей плоти и собственным капризам. Это другая крайность, не менее опасная, чем нелюбовь к себе. Господь говорит об этом: «Любящий душу свою погубит её» (Ин. 12:25).Неправильное отношение к себе тщательно пропагандируют СМИ, формируя массовое сознание таким образом, что любовь к себе в ее нормальном (умеренном) варианте подменяется эгоизмом и тщеславием.
Сегодня можно услышать различные призывы полюбить себя. Индустрия рекламы ежедневно сообщает нам, что себя нужно любить, холить и лелеять. Цель таких установок - сделать человека жертвой культуры потребления, идолом самому себе, а также убедить его в необходимости покупки тех или иных товаров или услуг, без которых невозможно счастье и благополучие. Человек, регулярно клюющий на подобные приманки, становится рабом материального мира и его продуктов. Самообожание становится преградой, которая отдаляет человека от Бога.
Святой Максим Исповедник писал: «Самолюбие есть страстное и безрассудное любление тела. Противоположны ему – любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти». Афонские старцы описывали деструктивную природу эгоизма: «Если тобою владеет себялюбие, ты делаешь не то, что полезно, но то, что приятно».
Почему православный христианин должен любить себя?
Согласно Евангельскому учению любить себя не только можно, но и нужно: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя” (Гал.5:14).
Разумная любовь к себе заключается в желании спасти свою душу, и это стремление вполне закономерно, Господь говорит об этом: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
Господь призывает нас полюбить себя настоящего, такого, каким Он нас задумал. Мы же ошибочно принимаем за «себя» набор усвоенных социальных ролей и качеств, навязанных нам миром. Любовь к себе — это стремление прожить свою жизнь так, как это было предназначено Богом.
Нелюбовь к себе возникает потому,что человек не может реализовать тот внутренний идеал, который создал сам. Как правило, этот ложный идеал не совпадает с Божественным замыслом. Невозможность реализации этих внутренних лжеидеалов приводит к отрицанию своей истинной сущности, унынию.
(Игумен Евмений (Перистый) в книге "Луч надежды в наркотическом мире" следующим образом описывает проблему неприятия себя людьми: "Евангельское высказывание "Возлюби ближнего как самого себя" предполагает уважение к собственной ценности и уникальности, любовь к тому, что является самой глубиной человеческой личности, осознающей, что она любима Богом и бесконечно дорога в Его очах. В связи с этим вспоминается беседа с одной девушкой, которая, находясь в состоянии серьезного внутреннего кризиса, была убеждена в том, что она — ничтожество. "Как тебе кажется, Бог тебя любит?" — "Он любит всех" — "А тебя, лично тебя?" — "Ну, наверное, и меня..." — "Как ты думаешь, неужели Бог настолько неразборчив, чтобы любить всякое ничтожество?" После этой фразы девушка глубоко задумалась. Впоследствии она вышла из кризиса, взяла ответственность за свою жизнь, решила проблемы, приведшие ее к такому состоянию. Через некоторое время она сказала мне, что именно этот разговор, заставивший ее усомниться в собственном ничтожестве, был решающим, переломным в ее христианской жизни".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Люди стыдятся сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, в то, что они – бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечно-великое блаженство на небесах – в единении с Богом. Как бедняк не верит, что он может сделаться богачем и весьма знатным человеком, - так многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ и будут спосаждены на небесах о Христе туне (даром). Мы дивимся, как без особенных заслуг с нашей стороны, ожидает нас такая высокая честь и слава, такое богатство. Мы самолюбивы, корыстолюбивы, скупы и не понимаем, как может существовать такая бесконечная Любовь, такой премудрый и бескорыстный Отец; - нам все еще как будто не верится, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16)».
Приняв и полюбив себя, человек приобретает уверенность и подает уже другой сигнал во внешнюю среду: я дарю любовь и принимаю её в свою жизнь. Полюбив себя, многие люди с радостью обнаруживают, что окружающие также меняют свое отношение к ним в лучшую сторону.
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов