Православные воины в русской традиции
Понятие «воин» в современной действительности весьма неоднозначно и неопределенно. В первую очередь, представляется человек в военной форме и держащий в руках оружие. Современная массовая культура предлагает нам разнообразие вариантов образа воина. Согласно ей, воином может именоваться любой человек, кто взял в руки оружие и обладает определенными боевыми умениями. Им может быть как честный порядочный человек, сражающийся за идеалы добра, так и отъявленный негодяй. Всякий ли, кто умеет воевать и убивать, вправе называться «воином»? Какими же духовными качествами и моральными установками должен обладать человек, несущий это почетное звание? Данный вопрос, в условиях нашей жестокой и обманчивой реальности, к сожалению, остается без ответа.
Во времена Святой Руси определение «воин» было святым. Православная Церковь молилась о воинстве христолюбивом. Возлюби Господа и ближнего своего - эти заповеди Иисуса Христа чтили и свято исполняли православные воины на Руси, одним из главных жизненных принципов которых была готовность отдать свою жизнь за веру и «други своя». Христолюбивые воины прославились такими выдающимися качествами как единый дух Православия, готовность идти до конца, упование на волю Господа, бесстрашие перед врагом и умение побеждать. Эти характеристики, определяющие образ православного воина, имеют глубокие исторические корни и воспитаны многовековыми православными традициями.
История русского православного воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился вместе со своей дружиной в греческом городе Корсуне в 988 году. Войско великого князя стало православным еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С той поры на Руси были основаны священные воинские традиции. Перед военными походами русские воины посещали храмы, исповедовались и причащались. Эта традиция была неотъемлемой частью их жизни. Перед боями служились молебны, в сражения отправлялись с хоругвью, где было изображение лика Спасителя. Почитание сложившихся традиций и преданное служение Православной Церкви сделало русских воинов носителями не только справедливости, но и высокого уровня духовности. На весь мир Святая Русь прославилась благочестием своих князей, многие из которых были причислены к лику святых.
Святой благоверный князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой, на которую он получил благословение от преподобного Сергия Радонежского, торжественно перенес из Владимира в новую столицу своего великого княжества Москву чудотворную икону святого воина Димитрия Солунского. В память русских ратников, павших на Куликовом поле, Святая Церковь совершает их поминовение в Димитриевскую родительскую субботу.
Главным оружием православных воинов было Слово Божие - "меч духовный", как его называет Апостол Павел (Еф. 6, 17). Оно было гораздо эффективнее, чем обычные виды оружия.
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша война не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф.6:11-17).
Во время борьбы с правителями языческой Римской империи император Константин Великий стал горячо молиться о том, чтобы Господь послал его войску знамение, которое могло бы воодушевить его. Через некоторое время на небе появилось изображение Христа с надписью: «Сим победиши!». Император Константин впоследствии стал правителем Римской империи, распространив и утвердив в ней христианство.
Воинское сословие дало миру плеяду мучеников, просиявших на ниве Христовой и прославившихся своими подвигами. Это были не просто умелые воины, хорошо знающие тактику проведения боевых действий. Это, прежде всего, люди, обладающие мощным духовным стержнем – непоколебимой верой в Бога. В исповедовании своей веры они проявляли такую же решительность и неустрашимость, как и на поле брани.
Воины-мученики традиционно изображаются на иконах в доспехах, с оружием в руках.
Татьяна Андреенкова