» » » » Адвентизм и история его происхождения

Адвентизм и история его происхождения

14 июля 2014, 1 756, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Появление идеи, которую провозглашают адвентисты седьмого дня, относится к 1818 году. Различные авторы, говорящие об адвентизме, например В. Белов, указывают на Северную Америку как место рождения адвентизма и основоположником называют Вильяма Миллера. На самом деле это не совсем так: как организация церковь адвентистов возникла уже после смерти Миллера. Однако роль Миллера в пробуждении среди американцев интереса ко второму пришествию Иисуса Христа столь значительна, что все же начать историю происхождения адвентизма нужно именно с его личности.

 Вильям Миллер родился в 1781 г. в семье баптистских супругов фермеров. Прошлое отца Миллера – военная служба в чине армейского полковника. «Мать Миллера, глубоко верующая, старалась с детства привить сыну религиозные взгляды, и это, естественно, оказало влияние на формирование воззрений будущего основателя адвентизма». В зрелом возрасте образ жизни Миллера изменился. В эти годы он общался с маюнами и деистами. Свою духовную пищу он извлекал из произведений Вольтера и других просветителей. В 1812–14 гг. Миллер принимал участие в войне Соединенных Штатов против Англии в чине капитана. Захваченный полностью светской деятельностью, впитывающий мысли приведенных авторов, Миллер потерял веру в достоверность Библии, но полностью освободиться от религиозного чувства не смог. Время жизни Миллера совпало с усилением эсхатологического движения в разных странах мира.

На тридцать четвертом году жизни по случаю смерти отца Миллер переезжает в Лоу Хэмптон (штат Нью-Йорк) в полученную по наследству ферму. Спокойная жизнь на ферме, наличие свободного времени дали ему возможность углубиться в религиозные размышления.

В 1816–18 гг. он углубился в изучение Библии и особенно изучал пророчества. При этом он сознательно пренебрег всеми комментариями и использовал только конкордацию, так как хотел познать истину без предвзятых мнений: Писание должно было быть истолковано самим Писанием.

Изучая Библию подобным методом, Вильям Миллер на основании пророчества Даниила: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (8, 14), – пришел к убеждению, что скоро должно настать второе пришествие Христа и конец существующего мира.

«Из Даниила 8, 14 он взял число «две тысячи триста вечеров и утр», которые он сопоставил с числом 2300, «пророческими дням» или земными годами, так что это место приобрело такой смысл: через 2300 лет святилище будет снова освящено. Свободным обращением с Библией Миллер явил наглядную иллюстрацию изречения древних римлян: «Человеческие глаза часто видят не то, что есть, а то, что им хочется».

Таким образом, абсолютно произвольно Миллером найдено было число лет, в продолжение которых святилище подвергнется осквернению. Но возникает вопрос: с какой даты надо вести исчисление последующих 2300 лет? На этот вопрос Вильям Миллер находит ответ опять же в пророчествах Даниила. «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатлены были грехи и изглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый Святых. И так знай и разумей: с того времени, как выйдет появление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины, но в трудные времена» (Дан. 9, 24–25).

«Исторической науке известны три даты, связанные с древнеиудейским храмом: в 538 году до н.э. персидский царь Кир издал указ о   восстановлении храма; в 516 году восстановление закончилось; в 457 году другой персидский царь – Артаксерс дал разрешение на возобновление богослужения в Иерусалимском храме».

Теперь перед Миллером встал вопрос – какую же историческую дату, связанную с Иерусалимским храмом, взять за исходную для вычисления даты пришествия Христа Спасителя? Миллеру больше всего понравился 457 год до Рождества Христова, т.е. год, согласно историческим данным, указа о разрешении возобновления богослужения в Иерусалимском храме. Таким путем Вильям Миллер пришел к убеждению, что второе пришествие Христа, кончина существующего мира, начало тысячелетнего царства избранных должны последовать в 1843 году. В течение четырнадцати лет он не сообщал своих мыслей никому, кроме нескольких близких друзей. Находясь под влиянием неотступного желания сообщить миру о своем открытии, Миллер ждал, когда на это будет указание Божие. В 1831 году он был приглашен одной из баптистских общин для проповеди. Предложение проповедовать Вильямом Миллером было истолковано как указание Божие на время сообщить миру о своих открытиях. Таким образом, с этого момента, т.е. с 13 августа 1831 года заблуждения Миллера становятся достоянием народных масс, которые принимают их за истину. Этим началось время неутомимой, все расширяющейся общественной деятельности, при которой он, несмотря на слабое здоровье, развил удивительную энергию.

С первых шагов своей деятельности Миллер не ограничился только устной проповедью, но и воспользовался таким важным средством пропаганды и агитации, как печать. «В 1833 г. Миллер издал брошюру под заглавием: «Свидетельства из Писания и истории о втором пришествии Христовом около 1843 года и о Его личном царстве в продолжение 1000 лет». Эта брошюра имела большой успех среди людей, ожидавших второго пришествия. Верующие люди, всеми своими помыслами и чувствами настроенные на ожидание второго пришествия Христа, не задумывались над достоверностью изложенного в брошюре Миллера, а приняли это на веру, тем более что с момента выхода в свет брошюры до наступления вожделенного часа оставалось ждать не так уж много».

0б успехе проповеди Миллера можно судить по его же высказыванию, приведенному А. В. Беловым в книге «Адвентисты»: «В 1831 году я первый раз открыто говорил об этом предмете (своем открытии). Господь излил свою милость на собрание, и многие уверовали в исцеление своих душ. С этих пор я встречал радостный прием почти у всех христианских общин для проповедования второго пришествия Христа. Так что я был в состоянии удовлетворить лишь небольшую часть приглашений... Во всех местах, где я был, самые благочестивые, преданные и живые члены церкви были теми, которые охотнее всего признавали весть; между тем светские приверженцы, фарисеи, ханжи, гордецы, высокомерные, корыстолюбивые глумились и насмехались над учением о втором пришествии Христа». Приведенная цитата А. В. Белова, взятая им из сочинений Е.Уайт «Голос истины», характеризует Миллера как популярного проповедника своих заблуждений и свидетельствует о большом интересе слушателей к его лжеучению.

Вначале адвентизм не был самостоятельным движением. Как баптист Миллер не порывал своих связей с сектой  баптистов и не думал организовывать самостоятельных общин, выделенных из баптистов. Естественно, что проповедь баптиста обращала народ к баптизму, но уже с оттенками учения Миллера. Многие обращенные баптизму крестились по баптистскому обычаю. Так шло развитие будущего адвентизма – под именем пока что баптизма. Не последнюю роль в формировании и распространении взглядов Миллера сыграли различные грозные явления природы и политические события в различных странах. С одной стороны, некоторые места из книг Св. Писания Нового Завета, а с другой стороны, различные астрономические наблюдения дали ему повод думать, что кончина мира предстоит в скором будущем. В словах Спасителя «о дне том и часе никто не знает» (Мф. 24, 36) он находил указания лишь на то, что день и час пришествия Его никому неизвестны; но определить год, – думал Миллер, – возможно по данным признакам. Признаки же эти были налицо: антихриста Миллер признал в лице папы; в оскудении веры и любви среди людей; гонения на христиан.

Авторитет Миллера и число его последователей росли с удивительной быстротой. Успеху способствовала хорошая организация и постановка устной проповеди и наглядный авторитет отдельных влиятельных лиц, принявших миллеровскую точку зрения в вопросе о времени второго пришествия Христа, «Чем ближе подходил 1843 г., тем больше основывалось периодических изданий; правда, они часто появлялись на краткое время, но издавались большими тиражами. К этому присоединился поток трактатов: дискуссионных сочинений, летучих листков, листовок, вплоть до прогрессивных почтовых марок». Весь проповеднический аппарат и все издаваемые газеты, журналы, листки привлекали массы и говорили о пришествии Христа Спасителя в 1843 году. С приближением этого года и ожидаемого события напряжение росло и многих не стало устраивать указание только года. Последователи Вильяма Миллера стали требовать указания точной даты, т.е. месяца и дня, когда должно совершиться великое ожидаемое событие. Уступая народному требованию, Миллер сообщил, что пришествие Христа должно последовать в период с 21 марта 1843 г. до 21 марта 1844 года.

«И вот настал предсказанный Миллером день пришествия Христа – 21 марта 1843 года. В это утро тысячи верующих, облаченные в белые одежды, с цветами в руках вышли в горы, чтобы встретить Сына Божьего, Который должен был, как они верили, спуститься в белом облаке. Напряженно вглядывались они в небесную синеву. Но часы шли, плыли по небу облака, наступили сумерки, спустился на землю вечер, а Спасителя все не было».

Прошел год, настало 21 марта 1844 года, но ожидаемого события не произошло. Последователей Миллера постигло великое разочарование. Многие потеряли веру в истинность его предсказаний, но значительная часть осталась верной идее скорого пришествия Христа. Сам Миллер «в открытом письме к «верующим» признал свою ошибку и выразил уверенность, что «день Господень близко, при дверях». Свои объяснения он повторил также на совещании адвентистов в Бостоне (в конце мая 1884 г.) причем отказался от каких бы то ни было вычислений «дня пришествия».

Первое разочарование в предсказаниях Миллера не повлекло за собой прекращения пропаганды его идей и не стало причиной исчезновения адвентистского движения.

Миллер хотя сам и отказался от вычисления точных дат пришествия Христа, но твердо заявил, что время пришествия близко. И если Миллер удовлетворился тем, что верил в скорое пришествие Христа без знания точного времени, то его последователи в этом вопросе пошли дальше. «Но один из последователей Миллера – Сноу – исправил его «ошибку» и назначил день явления Господа на 22 октября. По Евангельской притче о десяти девах «Жених» (т.е. Христос) запоздает до полуночи (Мф. 25, 6), Следовательно, Он заставит ожидать Себя целую половину иудейского дня, т.е. полгода». Стало быть, Его явление произойдет не 21 марта, а 22 октября 1844 г.

«Открытие» Сноу явилось спасательным кругом для утопающего движения адвентизма. Многие снова и с новой силой поверили в достоверность высказанного Сноу и стали терпеливо ждать пришествия, назначенного на 22 октября 1844 г.

«Чем ближе становился день пришествия, тем напряженнее оказывались ожидания адвентистов. Они оставляли полевые работы и продавали свои имущества. Адвентистские газеты и брошюры призывали к покаянию, несмотря на издевательство «неверующих». Между тем различные религиозные общества стали исключать адвентистов из своей среды».

Как видно, провал первого пророчества относительно дня пришествия заставил обратить внимание не только  последователей Миллера, но и другие различные общества, в которых правильно понимали ложность его идей. И на этапе ожидания второй даты пришествия Христа (22 октября 1844 г.) замечается уже борьба против адвентизма, выразившаяся в виде исключения адвентистов из других религиозных обществ. В таких условиях последователи Миллера все же оставались верными своим убеждениям и слепо верили в то, что 22 октября 1844г. произойдет второе пришествие. Наконец, настал роковой день, который многие встречали, облачившись в белые одежды и выйдя в горы и поля. Напряжение возросло до предела, но день прошел самым обычным образом. «Далее с глаз многих спала пелена и они увидели, что Миллер не пророк и его высказывания далеки от истины. С глубоким разочарованием многие оставляли собрание. Хайме дал картину упадка духа, когда писал: «Я покинул собрание и плакал как дитя. Время шло, а с нетерпением ожидаемый Господин не пришел. Мы должны сказать, как однажды Мария Магдалина: вы взяли моего Господина и я не знаю, где вы его положите».  

   «После этого многие покинули адвентизм, а для тех, которые сохранили «чаяние пришествия», настало время испытаний. В январе 1845 г. Миллер и его приверженцы были исключены из баптистской общины в Нижнем Хэмптоне. Это привело к образованию самостоятельных адвентистских общин». При таком положении дел, кажется, должно было произойти бесследное исчезновение идей Миллера и веры в них, но далеко не так оказалось на деле. Датам, которые назначались как время пришествия, все-таки было дано объяснение в пользу «пророка». «Провалившегося одного пророка выручает другой – оказывается, когда Хиром Эдсон в ожидании дня кончины мира 22 октября 1844 года стоял на своем поле, заставленном снопами, и молился в ожидании второго пришествия Христа, то на него снизошел Дух Божий, да с такой силой, что бросил его на землю. В тот же миг Хирому Эдсону было возвещено: «Святилище, куда должен прийти Христос, находится на небе, а не на земле».

Как уже говорилось выше, после несбывшегося события, назначенного на 22 октября 1844г., руководителям движения было необходимо как-то объяснить эту дату и поставить ее в ряд исключительных и имеющих прямое отношение к пророчествам Миллера. Только этим путем можно было рассчитывать на возможное спасение адвентистского движения. Выход был найден, и 22 октября 1844 г. из простой обычной даты стало исторически обоснованным. Выдвинутое новое учение, в котором фигурирует т.н. «замкнутая дверь», гласило, что 22 октября 1844 г. Спаситель перешел из небесного святилища в земное, где должно якобы начаться предварительное следствие, которое явится подготовкой к предстоящему видимому пришествию Христа Спасителя для окончательного суда на земле. Далее говорилось и о том, что с этого времени, т.е. с 22 октября 1844 г., Господь отвратил свое милосердие от всех живущих на земле, исключая только тех, кто принес покаяние до 22 октября 1844 г. «Это учение было бальзамом для растерянных адвентистов, так как оно оправдывало и награждало их приготовления к  и ставило на них печать избранных».

Учение о «замкнутой двери» было временным явлением, спасшим секту от полного ее распада. Со временем, когда люди привыкли верить в скорое пришествие без назначения конкретных дат, это учение было забыто, но оно сыграло роль моста, который соединил момент разочарования с будущей уверенностью в скорое пришествие Христа. Развивать и поддерживать жизненность основных принципов учения о «замкнутой двери» не входило в расчет адвентистов, так как согласно его трактовке всем, кто не принес покаяния до 22 октября 1844 г., путь к спасению был закрыт, что исключало возможность миссионерской деятельности сектантов. Чтобы не нанести серьезного ущерба миссионерской деятельности, адвентисты на место учения о «замкнутой двери» приняли от баптистов – субботников учение о «субботе» и развили его до нужных для них границ. «Субботнее» движение в адвентизме возникло в 1844 г. Начало ему положила баптистка Рахиль Престон. В конце лета 1844 г. она прибыла из штата Нью-Йорк в Вашингтон, где в это время существовала небольшая адвентистская община. Престон приняла адвентистское учение и убедила тамошних адвентистов в необходимости соблюдать субботу. Так появилась первая община адвентистов седьмого дня. Она состояла из 40 человек.

Таким образом, начало существования секты адвентистов седьмого дня можно отнести к лету 1844 г. В это время авторитет Миллера был подорван. И на историческую сцену выходят новые лица, которые заняли впоследствии ведущие места в деле организации секты адвентистов седьмого дня и дали основные принципы успешной миссионерской практики.

К этим лицам в первую очередь принадлежат супруги Уайт. Особо видное место занимает Елена Уайт. Адвентисты седьмого дня по праву называют ее душой движения.

В своей практической деятельности адвентисты  нашего государства, так же как и адвентисты других стран, в основу полагают труды Елены Уайт.

Примером этого может служить строгое внесение десятины. Как основной источник дохода секты проповедники всячески стараются его сохранить и, чтобы поддержать стремление рядовых членов к выполнению этой обязанности, они ссылаются на «пророчицу» Елену Уайт. В одном месте она писала: «Никто не должен чувствовать себя когда-либо вправе оставлять десятину при себе и употреблять ее по собственному усмотрению. Никто не смеет употреблять эту священную божественную собственность для самого себя даже в самых крайних случаях или же распространять ее на что-либо доброе и хорошее, будь она также отрасль дела Божия. Проповедник должен быть примером в постоянном разъяснении, научать народ свято относиться и к десятине: он ни в коем случае не должен думать, что он как проповедник может распоряжаться ею по собственному усмотрению. Она принадлежит не ему... Да течет десятина и да будет она свято сохранена для служения Господу».   

Такое стремление сохранить десятину объясняется тем, что она как основной источник дохода адвентистов седьмого дня дает возможность расширять миссионерскую деятельность и приобретать различную необходимую литературу для миссионерских целей.

Средства нужны и для содержания тех, кто руководит общиной и ведет отправление обрядов.

Относительно обрядовой стороны сектантов адвентистов седьмого дня можно сказать, что у них, как и у ряда других сектантов, в основе всего лежит: крещение, молитвенные собрания, на которых читают Св. Писание и толкуют по своему, омовение ног четыре раза в год и преломление хлеба.

«Как таковых строго установленных постов у адвентистов седьмого дня нет, но они по собственному желанию перед торжественными молитвенными собраниями с омовением ног и преломлением хлеба по нескольку дней постятся, не принимая иногда никакой пищи». 

К таким торжественным дням у них приурочивается еще и денежный добровольный сбор помимо десятины. Омовение ног у них совершается так: каждой паре (мужчине и женщине) раздаются тазики и полотенца, и эта пара друг другу моет ноги, а после друг друга приветствуют целованием.   

Очень большое значение адвентисты седьмого дня придают обряду преломления хлеба, которое идет сразу за омовением ног.

После прочтения своих молитв пресвитер на тарелке разносит верующим нарезанный кусочками хлеб, который каждый берет с благоговением и кладет в рот, а затем, медленно разжевывая, съедает. За этим пресвитер берет общую чашу, наполненную вином, и обносит всех членов общины, собравшихся на это торжество. Каждый член отпивает из чаши маленький глоток вина. Обрядовая сторона у адвентистов седьмого дня во многом похожа на обряды баптистов.

Обряд крещения у адвентистов совершается в естественных водоемах – реках, озерах и т.д. «Крещаемый одевается в белые одежды, напоминающие стихарь, приводится пресвитером на берег реки, а затем вводит крещаемого в воду. Стоя почти по плечи в воде, пресвитер спрашивает крещаемого: «Веруешь ли ты, дорогой брат, в Господа Иисуса Христа?» и, получив утвердительный ответ, произносит:  «По вере твоей крещу тебя, дорогой брат, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем погружает его в воду спиной. После всего этого крещаемый инициируется как полноправный член секты».

Итак, мы c вами рассмотрели основные исторические моменты формирования секты, коснулись основных вероучительных положений секты и привели их критику. К каким выводам можно прийти на основании вышеприведенных данных?

Во-первых, адвентисты седьмого дня – достаточно ранняя и авторитетная как за рубежом, так и в Украине секта. При этом достаточно сложно понять причины, побудившие сектантов к продолжению служения организации после фундаментального краха предсказаний о скором конце света. Первоначальная ярко выраженная эсхатологическая направленность секты впоследствии сменяется более умеренным настроением, и это не делает чести адвентистам: можно сделать простое логическое заключение, что секта приспособилась к окружающей действительности. Здесь уместно провести параллель с ранним христианством, которое, вопреки обстоятельствам,  не стало приспосабливаться к окружающему языческому миру, а, напротив, само окультурило и одухотворило этот мир.

Во-вторых, основные особенности вероучения адвентистов не представляются настолько значимыми в свете изменения общего настроения сектантов. Их учение о субботнем покое аналогично, например, требованию о продолжении кровавых жертвоприношений. Возникает логичный вопрос: почему нужно ревностно исполнять заповедь о почитании субботнего дня и при этом не исполнять другие предписанные иудеям требования? Здесь неуместна ссылка на заповеди Десятословия: другие предписания также были даны Моисею Богом и отражены в священном писании Ветхого Завета.

В-третьих, распространение секты в Украине можно объяснить активной миссионерской работой (что вообще характерно для сект подобной направленности) и финансированием с Запада, что позволяет адвентистам заниматься благотворительностью, социальной и миссионерской деятельностью и т.п. Активная социальная работа призвана компенсировать недостатки и узость богословского содержания учения адвентистов.

Протоиерей Сергий Кударенко,

клирик Храма св. мчц. Татианы


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии