Базовые христианские ценности и вызовы современности
На крутых поворотах истории, когда мировоззренческие взгляды кардинально меняются, многие начинают говорить и делать то, о чем раньше и не помышляли. Восприятие злого притупляется. Человек готов смотреть вживую или по телевизору на то, против чего раньше решительно бы выступил. И приходит время, когда нужно сказать, что в любой ситуации люди должны оставаться людьми, что даже самая прекрасная идеология не стоит того, чтобы с кем-то враждовать… У христиан в этом плане особое призвание – они должны оставаться людьми – христианами, ведь они «есть свет миру». И это накладывает ответственность, обязывает давить зло в себе и в других. Или хотя бы не распространять вражду и конфронтацию. Должен быть внутренний императив, который говорит: «для меня жизнь ценнее», «сам Бог пострадал за человека, и ты не в праве его обижать». Что-то базовое должно руководить и преобладать над преходящим. Рано или поздно заканчивается информационная или горячая война, но потерянные жизни, сломленные судьбы кого бы то ни было – трагедия, залечивающаяся годами. Миролюбие, сочувствие, взаимопомощь, – вот чем должны быть движимы христиане. По слову Христа, «блаженны миротворцы…, блаженны алчущие и жаждущие правды…»
Разумеется, в связи с текущими событиями в стране, когда совершенно разные силы используют в своей риторике религиозные аргументы, особенно острый интерес в обществе вызывает проблема понимания соотношения христианство/национальный вопрос. Должен ли христианин бороться за права нации? Какой народ ему ближе?.. И ещё множество вопросов, на которые Священное Писание дает один простой и понятный ответ: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3: 11). АпостолПавел говорит о новом обществе, которое для людей, и не важно, кто они по происхождению. В принципе, понятия христианства и нации не имеют ничего общего, они не связаны между собой. Нет народов, которые лучше или хуже могут воспринять христианство. Любой агрессивный национализм противоречит христианской идее всеобщего равенства. Но для того, чтобы лучше понять вопрос, попробуем окунуться в теорию нации.
Откуда берется нация?
Нация отличается от народа тем, что связана с государством. Нация – это народ, получивший свою державу или идущий к этому. Чехи хотели получить и получили Чешское государство, поляки – Польское… Народы же возникли под влиянием естественных факторов, это общности, которые проживали на одной территории долгое время, объединенные общей историей, культурой, языком. Нация – это формирование более искусственное, в разных странах возникали деятели, группы людей, которые считали, что их народ отличается от соседних, является уникальным. Позже эти деятели начали говорить, что народ должен получить своё отдельное государство. В итоге, нация определяется также общностью политических и экономических интересов. Существует два типа наций: этнические и политические. Этнические нации формируются вокруг этноса (народа), таким государствам важно, чтобы абсолютное большинство граждан было представителями одной нации: Чехия, которая в 20–е годы (будучи Чехословакией) выселяла немцев за пределы своих территорий, чтобы существовало две отдельные (чешская и словацкая) нации, и ни с кем они не смешивались. Политическая нация формируется внутри государства. Бывало, что сначала создавались государства, а потом внутри них формировались нации. Например, когда оформилось французское государство, жители Севера и Юга говорили на очень разных диалектах, (Лагедок и Лангедойк), общности языка не было, но после правительство заставило всю страну выучить язык центральной Франции («Иль де Франс»), который был признан литературным и государственным. Французы не выселяли немцев со своей территории – они их просто ассимилировали.
Понятие «нации» часто используется для пропагандистских целей разных режимов. «Великая немецкая нация» Гитлера, например. Хотя нельзя отрицать, что часто идеи наций приносят что-то светлое в общество. Нация в повседневной жизни – это попытка консолидации большой группы людей, способ идентификации себя с чем-то большим и сильным. Национализм – это также способ формирования какой-то прекрасной общей идеи. Любая национальная идея сама по себе прекрасна, но когда её пытаются реализовать, часто это приводит к плачевным последствиям.
Христианство как самоидентификация
Обычно христианин идентифицирует себя с Богом (в первую очередь) и с Церковью (во вторую). Христианство долгое время и работало таким идентификатором. Если бы типичного жителя нашей страны 400-500 лет назад спросили бы: «Кто ты?» Он бы, скорее всего, ответил, что «грек» или «греческой веры» (определения «православной», «восточной», или «греческой» употреблялись как синонимы). В действительности, христианство принимало разные особенности в разных странах, но в основном, они не стали преобладать и не разделили Церковь. Конечно, такой идентификатор меньше разделяет людей. Другое дело, что его иногда пытаются использовать, объясняя религиозными причинами войны, противостояния, вражду.
В христианстве Бог приведет человека к Истине, если последний будет к этому стремиться. В христианстве есть базовые ценности, разобравшись в которых, человек имеет твердый фундамент своей жизни.
Владислав Водько