Третье воскресенье и четвертая седьмица Великого поста называются Крестопоклонными. На Всенощной после Великого славословия выносится при пении «Св. Боже» Святой Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни. При поклонении Кресту и целовании его Церковь возносит: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это же поется на Литургии вместо «Св. Боже». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение совершается от воскресения до пятницы.
На «Крестопоклонную» раньше пекли «Кресты» - особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое. В разных местах его приготовляли по-разному. Печенье могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного «корсунского» крестика. Украшали его изюмом и цукатами, а иногда, на радость детям, в одно из таких печений запекали денежку.
Страдания Спасителя изображаются в церковных песнопениях третьей недели Четыредесятницы совокупно с радостным воскресением Спасителя. На утрене Крестопоклонной недели положены пасхальные ирмосы.
Евангелие этого дня гласит:
И призвав народы: со ученики своими, рече им: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю. Кая бо польза человеку, яще приобрящет мир весь и отщетит душу свою ? (Марк. 8. 34-36.)
Приведем отрывки толкования этих слов Спасителя из слов современных проповедников и отцов церкви.
«Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста» (Архимандрит Иоанн Крестьянкин).
«Древо страданий и смерти Господа, представляемое Церковью постящимся среди Четыредесятницы, по толкованию Церкви, подобно райскому древу жизни; подобно древу, которое во время четыредесятилетнего странствия народа Божия в пустыне, положено было среди горьких вод Мерры для их услаждения; подобно сеннолиственному древу, под тенью которого останавливаются для прохлаждения и отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия» (Протоиерей Г. С. Дебольский.)
«Крест-основание благодатного Царства Христова. И каждый человек, чтобы удостоиться обетований сего Царства, непременно должен приобщиться Христовым страстям, не мыслию, но самым делом» (святитель Феофан Затворник).
«... Это путь самоотвержения, несения своего креста и распятия на нем, страдания до самой смерти: путь, сберегающий душу, но мучительный для тела, плоти человеческой, путь, победительный для души и духа над страстями и греховными навыками, но губительный, следовательно, для грехов, путь исполнения заповедей Христовых и непослушания велениям духа злобы и лжи, путь плача, слез и скорби мирской, но радости, торжества и сладости духовной, путь распятия плоти, страстей и греха, но воскресения души...»(Священномученик Серафим (Чичагов).
«... путь смирения, и именно только этим путем можно прийти к Тебе; этот путь для нас невыгоден - надо отказаться от нашей гордости, от себя - мы лучше готовы отказаться от Тебя, даже от нашей веры; так ответят многие и многие; мы готовы отпасть от веры и поступиться ею». (Митрополит Трифон (Туркестанов).
«Посему последователь Христов, для успеха в отвержении себя, сам должен стараться возненавидеть себя: ибо, возненавидев, он уже не может не отвергаться себя. Но как возненавидеть себя, когда каждый, по природе, любит себя? Как возненавидеть? - спрашивает свт. Иннокентий Херсонский в своей проповеди и отвечает, - Познанием самих себя. Когда бы ты увидел, что на плечах твоих грязное, разодранное, смрадное рубище, тотчас сбросил бы его с себя и никогда бы не воротился за ним, чтобы надеть его. Узнай же, чрез внимание к себе, что твоя настоящая чувственная жизнь есть такое именно рубище, и ты возненавидишь свою чувственность и отвергнешь себя. Равно, если бы ты увидел, что у тебя в самой любимой комнате твоей, где ты почиваешь, завелись змеи, то немедленно убежал бы из этой комнаты и предпочел ей чистую хижину; познай же, что в душе твоей живут и непрестанно плодятся злые пожелания, и ты возненавидишь свое сердце и не захочешь иметь его. Равным образом, когда бы ты узнал, что ты заразился смертельною болезнью, то в таком случае ты рад бы бросить себя и навсегда уйти от себя, если б то можно было, на край света; познай же, что ты заражен смертоносным ядом греха, что сей яд непременно причиняет смерть вечную, - и ты готов будешь не только разлюбить, но и возненавидеть себя, и таким образом исполнить во всей точности требование Небесного Врача, чтобы всецело отвергнуться себя ради последования за Ним.
Крест наш, как объясняет святитель - Мы сами: наш плотский человек, наша злая воля, наше преступное самолюбие, все ветхое падшее существо наше. Отвергаясь его, мы много делаем, но далеко не все. Отвергнутый ветхий человек наш не будет лежать в бездействии, как лежит ветхое, сброшенное с плеч рубище: нет, это лютый зверь, который, отвергнутый и даже пораженный, возобновляет нападения и становится тем разъяреннее и опаснее, чем более его поражают.
Заметим еще, продолжает святитель, - и то, что Спаситель велит последователю своему взять крест свой - тот, который принадлежит именно ему, назначен свыше для него. Это нужно заметить для того, что злая воля наша своенравна во всем, даже в выборе креста, на коем ей должно быть распятою. Не хотят взять тот, который дан Богом, а хотят иметь самодельный, в таком, а не другом виде, состоящий из таких, а не других скорбей и лишений. Так, напр., такому-то человеку, видимо суждено, страдать и очищаться подвигами жизни семейной и общественной; а он ищет для себя крестов жизни отшельнической. До каких затруднений, опасностей не доводит людей такой произвол и самонравие, по-видимому, не предосудительные, а в самом деле вредоностные! А главная опасность та, что таким образом дают место своему произволу, когда он-то первый и должен подлежать отвержению и смерти на кресте. Нет, возлюбленная о Христе душа, если ты действительно отверглась, как должно, самой себя и решилась идти за Господом своим на Голгофу; то ты уже не будешь разбирать крестов, престанешь вымышлять их по-своему, а возьмешь тот, который давно готов для тебя. Да, он давно готов! Ибо, так как крест есть существенная необходимость для каждого, то промысл Божий располагает нашею жизнью так, что для каждого есть свой крест, своя доля скорбей, искушений, болезней. Сей-то крест есть самый действительный и животворящий; ибо он устроен не человеком, а Самим Богом. Посему, кто решился идти за Господом и для того взять крест, должен найти именно свой крест, а не брать чуждого, себе не принадлежащего, дабы за свое своеволие не пасть под его тяжестью» (свт. Иннокентий Херсонский).
«Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово - весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, - говорит апостол, - в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу» (прп. Иоанн Дамаскин.)
«Но отвратиться от себя, от себя отвернуться, отвлечь от себя самого внимание можно только, если приковать это внимание к чему-то или кому-то другому. Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам - как Он говорит в евангельских рассказах много раз: Без тебя - ничего не могу сделать: будь Моими глазами, видящими ближнего; будь Моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками Моими, дающими ему то, что нужно...
Если мы так услышали бы Христа, то мы знали бы, что делать, ...мы могли бы тогда вместе со Христом посмотреть вокруг себя и поставить себе вопрос: Кому нужен Христос? Кому нужна Его любовь? Кому нужна Его забота? Кому нужна Его чистота и правда? Кому нужен Его свет?..
Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно; и тогда мы были бы и с Ним, нося Его Крест, - потому что Его Крест - это Его любовь, готовая всем пожертвовать ради нас, - и могли бы следовать за Ним и в то же время забыть о себе, будучи поглощенными заботой о других: заботой не только нашей, а Христовой...» (Митрополит Антоний Сурожский).
Поклоняясь Кресту, будем в этом обряде видеть, как смиренный человек просит помощи - и, несомненно, получит ее. Будем просить у Господа:
О Господи Иисусе! Страстьми Твоими, которые претерпел Ты на Кресте, молю Тебя: и сжалься над моею бедною и грешною душею и помилуй ее, когда она будет расставаться с моим бренным телом. Аминь.