«Аватар» - название последнего фильма Джеймса Кэмерона. Он состоит на 40 % из живой съемки и на 60 % из компьютерной графики и демонстрирует новый уровень симбиоза игрового и компьютерного кино.
Билет на фильм мне достался случайно. Подарили, прибавив короткую фразу: «Это нужно посмотреть». В кино я, в общем-то, не хожу уже давно. Только изредка смотрю что-то неслучайное по DVD. Как правило, с первых минут приходит интуитивное ощущение - буду ли смотреть фильм дальше. Объяснить сердечный выбор и сложно, и просто. Сложно потому, что логики нет, не обоснуешь. Легко - в силу того, что приходит спокойный, ясный импульс, который можно обозначить словом - созидание, правда или словосочетанием - что-то настоящее, подлинное. Понятно, что в каком-то своем, очень личностном ключе.
«Аватар» шел в «Синима-Сити». С первых мгновений появилось ощущение многочисленных внутренних мини-взрывов в области горла, солнечного сплетения. Мне захотелось уйти и немедленно. Так бы, наверное, я и поступила, если бы не моя тринадцатилетняя дочь - в кино я пошла не одна. Пришлось остаться...
Звук в кинотеатре отличный, тоже объемный, как и 3D изображение. Очки для просмотра, от которых быстро устаешь, я надевала только на тех эпизодах, где возникала сказочно красивая природа, удивительный волшебный лес, с невероятно красочными, светящимися растениями и фантасмагорическими животными. Сюжет фильма детально пересказывать не буду, из вежливости к тем, кто еще только собирается его посмотреть. Лишь по мере необходимости коснусь отдельных эпизодов...
Аватары - это клоны, имеющие биологическое тело аборигенов с планеты Пандора, а душу и разум землян, оказавшихся на Пандоре в качестве участников экспедиции. Народ На'Ви - инопланетяне, населяющие эту планету. Они совсем не похожи на нас людей ни душой, ни телом. Это такие 3-ех метровые тонкие, гибкие, ловкие аборигены, с серо-голубой кожей, довольно приметными ушами и хвостом.
Весьма изобретательным способом решены мимические возможности аватаров: к актерам, с которых «писались» компьютерные образы пандорийцев, были подключены датчики в точности передающие всю сложную палитру человеческих эмоций и реакций. Этот ход обеспечивает мгновенное подсознательное приятие На'Ви, доверие и симпатию к ним, несмотря на вид, скорее напоминающий демонов. Сюжет построен на контрасте между духовным вырождением человечества и гармоничной жизнью пандорийцев, всецело основанной на их слиянии с природой и обожествлением ее. Красота видео-изображения потрясает, музыка очаровывает, стереоэффект помогает зрителям зажить с аборигенами одной жизнью, задышать одним воздухом, устремиться в небесные выси на свирепых, но все же добровольно подчинившихся, огромных птицах. Твое тело словно вытягивается в размер аватарского и ты сам, как дитя природы, перебираешься с ветки на ветку, восхищаешься водопадами, бродишь лесными тропами, любуешься сказочными цветами...
Просто рай... Особенно остро это чувствуется после эпизодов с циничными и жестокими людьми, единственный смысл существования которых - это деньги. Даже лучшие ученые, и немногочисленные живые души, как, например, главный герой фильма, работают тоже на процесс наживы, будучи пристегнуты к нему как винтики к конвейерному потоку. Скорее бы опять в лес...
Следуя за сюжетной линией, вы попадаете с народом На'Ви на ритуал поклонения священному дереву. Для пандорийцев это - некий центр, который поддерживает всеобщий баланс, никогда не принимая чью-либо сторону по духовным или нравственным причинам. Добро и зло составляют нечто неделимое целое, уравновешенное и гармоничное. Трудно сказать чего в фильме больше: языческого поклонения силам природы или буддийских восточных веяний и безличного Брахмана. Возможно, согласно замыслу должно быть все смешанно и перепутано, чтоб сложнее было понять: куда нас все-таки ведут. Хотя, полагаю, подавляющее большинство зрителей категорически не хочет об этом задумываться. Они пришли для того чтоб полюбоваться красотой, получить удовольствие, перенестись из реальной серой жизни в радужный многоцветный виртуальный мир.
Между тем, аборигены, расположились в виде концентрических окружностей вокруг священного древа, излучающего струящиеся потоки света. Они поют и раскачиваяются, образуя единый энергетический поток, волну, которая захватывает всех сидящих в зале, приобщает и делает участниками языческого (или шаманского) обряда. Естественно, не заручившись согласием на это зрителей. Хотя нет, согласие все же было получено - в обмен денег на билет в кино. Ведь мы с вами сейчас говорим всего лишь про фильм и про эстетическое удовольствие от него. Правильно?
Со зрителей давно сняли защитные механизмы, убаюкали и отключили критическое отношение к происходящему. За нас с вами авторы фильма давно расставили знаки «плюс» и «минус», «хорошо» или «плохо». Дальше - все просто. То, что делают пандорийцы, то чему они поклоняются - это хорошо. Даже главный герой в конце фильма по сути идет на самоубийство для того чтоб его человеческая душа переродилась в аватарском теле.
С чисто технической точки зрения «Аватар» - блестящее достижение компьютерных технологий. Но в любом художественном произведении всегда присутствует заложенное в нем послание. Суть этого послания определяется духовным и культурным статусом автора, а если речь идет о таком грандиозном проекте, как «Аватар» - бюджет 237 млн., то и культурно-духовным статусом страны, в которой он был создан. Фильм, безусловно, религиозен. Но что это за религия? Соединенные Штаты Америки гораздо более скептически относится к христианству нежели к неоязычеству в стиле New Age, буддизму или, в лучшем случае, к размытым формам протестантства. «Аватар» несет в себе этот подтекст и выражает именно эти взгляды.
Иером. Серафим (Роуз) в своей книге «Православие и религия будущего» написал: «Научно фантастическая литература XX века является ясным знаком потери христианских ценностей и христианского взгляда на мир; она стала могучим средством насаждения нехристианской философии, взглядов на жизнь и на историю, в основном под неприкрытым или замаскированным влиянием оккультизма и восточных религий. И хотя с виду научно-фантастическая литература научна и нерелигиозна, на самом деле она является ведущим проповедником (в мирской форме) того «нового религиозного сознания».
Слова Серафима Роуза относятся к научно-фантастической литературе. Когда этот жанр воплощается в игровом кино, да еще с невиданными доселе технологиями, воздействие его на психику людей становится опасным.
Для съемок фильма «Аватар» была создана принципиально новая технология захвата изображения с эффективностью в шесть раз больше, чем использовалась ранее. В нем применены особые стереоскопические камеры высокого разрешения для создания фильма в 3D с повышенной глубиной восприятия. Впечатляет, правда? Когда светящиеся семена священного дерева летают прямо по залу, задумываться не хочется. При таких возможностях внедрить психический вирус или желаемую установку особой сложности не представляет.
Легко предвижу скептическую улыбку и последующую за ней фразу: Православным везде бесы мерещатся, и массовое зомбирование! Ну, почему нельзя просто жить и радоваться каким-то приятным, хорошим вещам. Появился яркий фильм, так расслабьтесь и получите удовольствие...
Жизнь - это движение, Либо вперед, либо назад. Иногда, кажется, что стоишь на месте - взял тайм-аут, расслабился... Но это лишь иллюзия: другие-то двигались, и ты все же остался далеко позади. Это принцип, который одинаков как для материального, так и для духовного мира. Каждый день мы проживаем какой-то опыт, набираем определенный багаж. И, если человек не приучен жить и ориентироваться в духовных законах, то подобное кино совершенно неприметным образом принесет ему колоссальный вред. Духовные законы более стройные и фундаментальные, чем таблица умножения. Но, если их не знать, и не соизмерять с ними повседневную жизнь, они будут выглядеть размытой абстракцией. Именно по этой причине так трудно показать неверуюшим людям опасность, которую несет в себе «Аватар» и наверняка будут нести и последующие подобные проекты. Духовная ложь или духовные заблуждения обходятся человеку по самой высокой цене. Потому что мировоззрение, на котором оно основано, является главной опорой человека в жизни, независимо от того осознает он это или нет. И, если в красивой обертке подсунуть подделку под истину или пустышку, то рано или поздно это приведет к трагедии.
Можно ли подобные технологические достижения использовать во благо? Теоретически да. Практически, сами понимаете, о каком финансировании идет речь.
При выходе из кинотеатра мой знакомый поинтересовался: не сожалею ли я о том, что посмотрела фильм? Я ответила: «Даже не знаю, что сказать... Я рада, что мой ребенок не отправился в кинотеатр со своими одноклассниками, потому что после совместного просмотра, мы будем обсуждать его дома». «Врага нужно знать в лицо» - прозвучало в ответ.
Татьяна Андреева
Некоторые отзывы после просмотра фильма
Уровень культуры этого народа поражает, а красота и разнообразие природы захватывает дух. Сегодня я хочу остаться в теле проворного великана из племени На'ви, Я в потрясающем шоке от увиденного. В шокирующем потрясении. Как такое можно было создать?.. Придумать, проработать, прорисовать, вселить душу и, забрав душу зрителя, бережно вкрапить ее в Новый Мир и создать полнейшее ощущение того, что он, зритель, вовсе и не зритель, а житель Нового Мира!
Смотрела 2 раза в 3D... Супер!!!!!!!!! Еще хочу посмотреть, каждый раз по-разному воспринимается. После первого просмотра у меня была депрессия, хотелось переехать жить на Пандору... Очень умный и даже философский фильм.
Мне 23 года я из Латвии, до этого можно сказать жил зря. Все фильмы просмотренные ранее щас кажутьса серыми и не имеющими смысла. Меня спросят мои дети (Пап, а пап какой ты видел самый лудший фильм за всю жизнь ? Ответ вам известен. Аватар! ) Надеюсь фильм возьмет высшую награду, не только уходящего года а вообще за всю историю кинемоторгафа. Смотря фильм, от переполнения эмоций пару раз стекала слеза. Посмотрел два раза в кинотеатре и еще хочетса окунуться в мир.
Я испытала радость, удивление, страх, восторг, торжество, изумление. Я посмотрела AVATAR.
Три дня прошло после просмотра,а я все под впечатлением... и, думаю, останусь под ним еще очень долгое время... Потрясающий фильм! Браво!!!
Как выражался Ленин: "Главнейшим из искусств для нас является кино". Давненько замечал, что Голливуд пропагандирует буддизм. В этом смысле кинотеатр стал храмом современности. Аватар - например, это жесткая пропаганда буддизма.
Уверена, что многие рассматривают этот фильм как сказку и не вдаются в такие глубины как происхождение названия и т.п. Нынешняя молодежь, по-моему мнению, довольно ленива, чтобы копаться во всяких символах и значениях. Они ждут, большей частью, ярких впечатлений и хотят удивляться новому, не прилагая серьезных умственных усилий.
Фильм интересный, остросюжетный и богат фантазией. Но проблема антихристианской пропаганды существует, просто она в этом фильме закулисна: фильм даёт человеку ложную надежду на существование человекоподобных разумных существ и рая без Бога. Тем он и опасен.