То, как мы общаемся с ближними во многом характеризует нас самих. Именно во взаимоотношениях с окружающими мы проявляем не только себя, но и свое отношение к Богу. Особенно явно оно раскрывается в процессе межличностного общения. Если человек не умеет ладить с другими, считает только свое мнение выше и значимее других, осуждает всех и вся, то и любовь к Отцу Небесному у него только на словах…
Умение находить общий язык с людьми – это не дар свыше, а результат кропотливой работы над собой, ежедневных упражнений в искусстве общения. Где-то нужно себя сдержать, где-то даже «прижать», промолчать, смирится. Но далеко не всегда хочется это делать, особенно людям высокомерным, которые не привыкли сдерживать свои страсти и считают себя всегда правее других. Такие люди чаще всего оказываются яростными спорщиками, доказывают свою правоту с крайней ожесточенностью, так как считают, что знают все лучше всех.
Многие люди, даже из числа православных христинан, считают эту тактику поведения нормальной и приемлемой. «Ведь я прав и знаю это!» - полагают такие упрямцы. Почему люди себя ведут так? Психологи утверждают, что таким образом люди компенсируют свою низкую самооценку, самоутверждаясь за счет других. Переспорить кого-то – это как в очередной раз доказать самому себе свою значимость и ценность. В святоотеческой литературе любители поспорить описаны как люди душевно неспокойные, мятежные. Многие старцы советовали отказываться от такой формы общения, так как она зачастую приводит к ссорам и конфликтам. Нередко спорщиком руководит гордое желание настоять на своем, а не выяснить истинное положение вещей.
Св. отцы – Варсонофий Великий и Иоанн в ситуации назревающего спора предлагают вести себя следующим образом: « Три раза говори другому (свое предложение), и если не захочет, оставь его, потому что спорить – худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь или ты желаешь подать кому-то руку помощи, говори свое мнение до трех раз и, если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий».
Из наставлений старцев следует то, что привычка спорить может духовно испортить человека, лишить душу мира и спокойствия, пребывания в ней Духа Св.Божия. Поэтому они советуют не только не вступать в споры, но и избегать мест, где они происходят.
Именно поэтому нельзя позволять себе пускаться в споры, настойчиво кого-то в чем-то убеждать. Лучший метод доказать истину - сохранить к оппоненту любовь при том, что ваши мнения различны. Если же человек откровенно неправ, мы можем не убедить его в обратном, а лишь разозлим, настроим против себя. Лучше помолиться о просвещении его разума.
Многие собеседники могут открыто обвинять нас в чем-то, провоцировать нас, ожидая оправданий, объяснений. Чтобы избежать конфликтных ситуаций старцы советуют нам не оправдываться, даже если мы твердо уверены в своей невиновности.
Варсофоний Оптинский как-то сказал своему духовному чаду: « Самооправдание – не христианское дело. Не надо настаивать на своем». – « А если я, батюшка, прав?» - «Все равно, прав или неправ - промолчи, когда обличают, а потом скажи: « Прости, виноват…» И за то, что ты скажешь, Господь тебе впоследствии откроет, что ты действительно был виноват».
Иногда можно заметить, что человек и не спорит, но в тоже время говорит на повышенных тонах, с раздражением. Даже если скрывать это чувство, то собеседнику оно все равно передается. По мнению старцев, раздражение говорит о том, что душа во власти лукавого духа. Лучше успокоится и продолжить разговор в другом настроении.
Святые отцы напоминали нам о том, что люди часто в общении допускают насмешки в адрес друг друга, неуместные шутки, двусмысленность, иронию. Иногда они могут стать причиной обиды ближнего.
Часто смех бывает над кем-то и в этом случае он не отличается от насмешки (формы греха осуждения).
В качестве образца общения с ближними можно представить старца Силуана. Схиархимандрит Софроний так пишет о его манере разговора: «Он никогда не смеялся до звука, никогда не говорил двусмысленно, не насмехался и даже не подшучивал над людьми. На обычно спокойом серьезном лице его иногда намечалась едва уловима улыбка, не раскрывающая губ, если только при этом он не произносил слова».
Но как добавляет схиархимандрит Софроний, « спокойное, мирное, но вместе очень сильное глубокое желание овладевало душой – воспринять благоухание той сферы духа Христова, в которой дано было жить старцу».
От смеха надо отличать веселость и безобидные шутки, которые помогают сохранить бодрость и хорошее настроение.
Однажды прохожий поселянин увидел как шутил со своими учениками преп. Антоний Великий. Он был удивлен, как такой великий подвижник допускает шутки? Преподобный узнал его мысли , подозвал к себе и дав в руки палку предложил сонуть ее. Мужчина так и сделал. Затем подвижник попросил согнуть ее еще сильнее. Поселянин возразил, что если он согнет ее еще сильнее, то сломает .
-Вот видишь, - сказал преп. Антоний ,- и человека нельзя заставить нести подвиги выше сил, и если бы я иногда не шутил с моими учениками, то они впали бы в уныние и лишились бы той бодрости, которая поддерживает их теперь.
Культура общения - важная часть жизни каждого человека. Кто-то не придает ей значения, общаясь с окружающими как - попало, кто-то внимательно следит за собой в разговоре с людьми. Выбор всегда существует. Печально, когда человек, не работающий над собственной культурой общения, недоумевает, почему его избегают в качестве собеседника и обижаются на него. Общение с другими – это то, чему человека должны учить с детства, ведь это умение пригодится ему более других.
Татьяна Андрееенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов