Шестопсалмием называется одна из важнейших частей Богослужения Православной Церкви, состоящая из шести следующих избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. О важности этой части Богослужения свидетельствует то, что шестопсалмие почти во все время года читается безотложно на каждом Богослужении – повседневном, субботнем и воскресном (исключение составляет Светлая Пасхальная седмица). Об особом значении шестопсалмия свидетельствует церковный устав.
Он назидает читать шестопсалмие «со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех наших». Равным образом указывается уставом и слушать чтение с полным благоговением и тишиною, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других нарушающих безмолвие звуков. Чтобы внимание слушающих ничем не развлекалось при чтении шестопсалмия, чтобы они могли удобнее углубляться в смысл читаемого, устав Церкви пред началом чтения полагает погашать все светильники. Особое внимание требуется при чтении и слушании шестопсалмия по его содержанию. «Покаяния псалмы сии исполнены суть и утешения», – говорится в уставе. И действительно, все они так трогательно изображают душевные скорби кающегося грешника, страдающего в жизни от своих беззаконий, и твердое упование его на милость Божию, что способны в самом великом грешнике пробудить живое чувство покаяния и вместе с тем надежду на помилование от Бога.
В шестопсалмии, при изображении скорбных чувств души человеческой о своем греховном состоянии, вспоминается (в порядке богослужения) время пришествия Христа Спасителя, возвестившего нужду покаяния для спасения и даровавшего скорбной душе мир и утешение. Посему чтение шестопсалмия предваряется обыкновенно троекратным повторением радостного славословия, воспетого Ангелами, явившимися Вифлеемским пастырям в ночь рождения Иисуса Христа: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
После этого ангельского славословия дважды повторяются слова покаянного псалма: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу – Твою» (Пс. 50, 17), в которых содержится краткая молитва к Богу о том, чтобы Он Сам Своею благодатию открыл уста грешного человека к достойному возвещению славы Его. За этой краткой молитвой следует уже самое чтение псалмов, составляющих шестопсалмие.
В 3-ем псалме пророк Давид, на опыте своего греховного поползновения, научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Мы видим состояние души пророка, и упование его на Бога. Домашние бедствия и отношение пророка Давида с сыном Авессалома, есть следствие грехов. Господь определяет «наказателями» грешника именно близких ему людей. Царь Давид, ради сохранения народа и нежелания подвергать город напрасному опустошению, удаляется вместе с детьми, слугами и войнами из Иерусалима. В псалме мы видим, как пророк Давид возложил всю надежду и упование на Бога.
В 37-ом псалме пророк Давид изображает свои бедствия, которым подвергался в жизни, выражает скорбь и ревностное покаяние о своих грехах, послуживших причиною этих бедствий. И просит Господа об успокоении от сих бедствий душевных и телесных. Просит, чтобы наказание о грехах, вместо строго и во гневе, было милостивым.
В 62-ом будучи в пустыне от преследования со стороны Саула, пророк Давид изливает пламенную любовь пред Богом и выражает твердую надежду на свое спасение, а где любовь к Богу – там презрение всех скорбей и печалей.
87-ой псалом по содержанию представляет собой молитву к Богу человека, находящегося в тяжких страданиях. Научая всех среди страданий возлагать упование на Бога. И вместе с тем в нем содержится пророчество о страданиях и смерти Спасителя.
В 102-ом псалме пророк Давид излагает свою благодарную молитву к Богу и описывает благодеяния Божии и милость Господню к боящимся его.
В 142-ом псалме пророк Давид молится Богу об избавлении от врагов. Причину своего гонения находит в своих грехах. Пророк Давид возносит в то же время молитву от лица всего человечества об избавлении от угнетений и притеснений со стороны диавола и злых людей.
По примеру Давида, мы должны всем существом своим проникнуться любовью к Богу и всецело к Нему прилепиться. Выражением этих чувств должна быть сердечная молитва к Богу и непрестанное памятование о Боге. Помощи и защиты от врагов нашего спасения мы должны, с чувством своей недостойности, искать у Бога. Давид, будучи пророком, просил у Бога помощи не как награды, но как милости, так же да будет исполнена и наша молитва этим духом смирения. Духовное общение с Богом, получаемое в молитве, дает человеку истинное наслаждение. А милость Божия, испрашиваемая молитвою, лучше и ценнее для нас всяких благ житейских.
Подготовил Олег Можаров
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов