В конце марта в мировой прокат вышла картина Даррена Аронофски «Ной» со слоганом: «Конец – это только начало». Фильм с бюджетом 125 миллионов долларов не то чтобы провалился в прокате, но, скажем так, не оправдал ожидания.
Первое, что хочется сказать, это «огромное спасибо» режиссеру фильма, сценаристам и всем остальным более или менее значимым в создании ленты людям. Спасибо за то, что придя из кинотеатра, я взяла в руки Ветхий Завет и, начав непосредственно с 6-9 глав, на этом не остановилась. Что ни говорите, а просветительская цель достигнута – как минимум один человек (в моем лице) обратился к первоисточнику и узнал, как же все было на самом деле.
Спорить бессмысленно – Голливуд снимать умеет. На высоте игра актеров, отдельное слово о спецэффектах: светящиеся (словно бестелесные) Адам и Ева, пульсирующий «запретный плод», змей, ползущий прямо на зрителя (3D делает свое дело), сюрреалистичные сны Ноя, которые оказываются словами Господа. Да, именно через сны передано общение Бога с Ноем. И это, пожалуй, первое, что противоречит Ветхому Завету, да и самому Голливуду, чей образ Бога-афроамериканца стал уже христоматийным. Возможно, удаление личности Бога из фильма – шаг намеренный, ведь сюжет сконцентрирован именно на Ное. Другое дело, что зритель, в большинстве своем, ждал ковчега, животных и потоп, а получил Ноя с его душевными метаниями, сомнениями и семейными неурядицами. Ковчег строят каменные трансформеры (о них разговор отдельный) где-то вдалеке или внизу (когда зритель видит происходящее как бы с высоты птичьего полета), животные просто пришли и уснули на отведенных им в ковчеге местах (в фильме их усыпили травами на время путешествия – очень удобно). Разве что потоп показан во всей его красе. Особенно остро чувствуется трагизм происходящего, когда семья Ноя внутри ковчега слышит вопли тонущих снаружи людей, чья надежда на спасение тает каждую секунду.
Возвращаясь к «транформерам». Порадовал украинский дубляж: «невсипущі» – так представили их зрительному залу. В «Ное» это сопереживавшие изгнанным из Рая Адаму и Еве ангелы. Они спустились на землю (а точнее рухнули как кометы) и обросли почему-то бесформенной каменной массой. Наверное, в наказание за сочувствие людям. Последние же, в свою очередь, не слишком с ними церемонились, в результате чего и перестали быть предметом переживания. Однако Ною и его семье трансформеры все же решают помочь (не сразу, конечно, но решают) – и ковчег строят и от каинитов отбиваются. А позже, видимо, прощенные Господом, возносятся в Небеса. В Ветхом Завете упоминания о каменных многоруких гигантах не нашлось. Есть несколько строк об исполинах: «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им…» (Быт. 6:4). Сыны Божии, по мнению многих толкователей, – это потомки праведного Сифа, а дочери человеческие – потомки Каина. В нескольких местах Ветхого Завета сказано о небывалом росте исполинов (отсюда и в нашем языке выражение «исполиского размера»), однако ни слова о том, что они были каменными чудовищами, помогавшими Ною строить ковчег.
Сложно назвать «Ноя» Аронофски библейским сюжетом. Скорее это фэнтези по мотивам… Как и в любом фэнтези, в фильме есть место и для сказочных существ, и для магии. Стоит вспомнить только о деде Ноя Мафусаиле (которого сыграл Энтони Хопкинс, исполнитель роли Ганнибала в одноименной ленте). Сумасшедший на вид старичок, живущий в одиночестве в пещере, варит целебные снадобья, ищет ягоды и, кажется, хранит некое тайное знание. Именно к нему приходит Ной после того, как начинает видеть сны о потопе, и именно Мафусаил дает внуку зерно, из которого в итоге вырастает целый лес для построения ковчега (это тоже, кстати говоря, авторская версия событий). Зрителю, кстати, остается непонятным тот факт, что дедушку Ной на ковчег так и не позвал. Не позвала его и супруга Ноя, приходившая к нему просить помощи. Не позвала и жена Сима Ила, которую Мафусаил исцелил от бесплодия.
Довольно странной и притянутой показалась проблема полов, а точнее нехватки жен. Напомню, что по Писанию «вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними». (Бытие 7:13) Однако следуя версии Арофонски, жена была только у Сима (старшего из троих сыновей Ноя), и она не могла иметь детей. Отсюда и конфликт между Хамом и Ноем, обострившийся в момент, когда отец оставляет невесту сына Ноэль (Хам отыскал ее в лагере каинитов, чтобы не остаться одиноким после потопа) на погибель в капкане. Хам, не сумев простить Ною утраты Ноэль, ожесточается и замышляет месть. Жена Ноя также переживает за сыновей и их будущее в новом мире. В попытках вразумить мужа она натыкается на непонимание и твердую уверенность Ноя в том, что Господь не желает продолжения рода человеческого, а вся затея с ковчегом – лишь для спасения животных. Эта уверенность, в конце концов, превращается в паранойю – Ной обещает убить ребенка Илы и Сима, если родится девочка. Ила рождает двух дочерей. И вот уже Сим намерен остановить отца во что бы то ни стало.
Ощущение просмотра семейной драмы не покидает до самого конца. Человек, который пришел в кино на экранизацию Библии, не получает ожидаемого. Все, что он видит на экране – вольная трактовка, фактически сказка. Опасно то, что режиссер в какой-то момент дает зрителю понять, что Господь возненавидел свое же творение – человека. И что потоп – не подарок Всемилостивого Бога, но кара жестокого тирана. Но самое большое разочарование – сам Ной. В Ветхом Завете о нем написано как о праведнике, который ходил перед Богом, человеке с чистыми помыслами. Господь открыл ему свой замысел в полной мере, поведал причины своего решения, рассказал, как быть дальше. Однако в фильме перед нами человек, не осознающий волю Божию, человек сомневающийся, порой жестокий, порой малодушный, даже способный на убийство. В результате, зритель винит именно его в невежестве Хама, а ведь в Библии все как раз наборот...
Что же в итоге? В итоге фильм, призванный привлечь к экранам зрителя-христианина, этого самого зрителя отталкивает. В итоге лента, которая имеет цель ознакомить человека с библейской историей, этого самого человека дезинформирует. Хотя, повторюсь, если кто-то после просмотра «Ноя» впервые возьмет в руки Библию, то это станет маленькой христианской победой и будет означать, что 125 млн. дол. потрачены не зря.
***
Напоследок отмечу поражающее воображение описание земли, погрязшей во грехе. Выжженная пустыня, бесплодная почва, ни цветов, ни деревьев – достойная попытка показать, что случилось с человечеством, забывшем о Боге.
Анна Мячина
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов