» » » » Красота православной поэзии

Красота православной поэзии

8 апреля 2014, 1 470, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Православная поэзия – это особая  форма общения человека с миром духовным, способ достучаться до наших сердец, порою очерствевших и грубых, донести до них свет Божественной любви. Поэты всех времен находили разный повод для вдохновения, радостный или грустный: будь-то любовь человека к человеку, преданность родному краю, неразделенные чувства, крепкая дружба,  величие и красота природы, тоска о прошлом и т.д. В таких работах главная тема – это человек и его переживания. Но чувства, эмоции, связанные с миром не могут сравниться с вдохновением, вложенным в поэта  Самим Господом. Православная поэзия совершенно  иная…

Самый главный источник, наполняющий душу поэта – это любовь к Богу. Именно он  раскрывает в человеке тот внутренний духовный свет, который таится в каждом человеке. И слог, рождающийся в процессе  этого взаимодействия – это образец того, как человек использует свой талант для выражения собственного мировосприятия. Это форма общения Бога и человека, духовное утешение для наших израненных душ в круговороте мирских невзгод и бесконечных хлопот. Такие произведения заставляют нас остановится, «отдышаться» от мирской спешки, задуматься над смыслом бытия, задуматься о самом главном…

Стихотворение с глубоким духовым  смыслом не может написать человек случайный, не имеющий опыта Богообщения, не любящий молитву. Православный поэт- это ответственность и великая честь одновременно. Ведь стихотворение, родившееся в сердце боголюбивого человека – это оклик души на молитву. Православную поэзию можно сравнить с иконописью. Вспомним,  как иконописец готовится к работе:  необходимо благословение священника, пост, молитва. Абсолютно очевидно, что Слово для православного поэта такой же важный инструмент как кисть для иконописца. Одно неверное движение - и работа испорчена. Поэтому отношение к такому виду творчества должно быть особенно бережным.

 

 Видов поэзии много и именно православную поэзию отличает духовность, радость, светлое содержание, позитив. Истинно православные произведения затрагивают скрытые струны души, заставляя их звучать. Нередко можно узнать о простых верующих людях, которые специально нигде не учились,  не получали специального образования, но тем не менее они являются авторами стихов довольно-таки приличного уровня. И по техническим характеристикам тоже. Слог, идущий от боголюбивого сердца, самый чистый, самый простой и доступный для понимания. Это то, о чем знают все люди, просто многие не помнят.

 

«...И над этим царством света,

Царством мира и привета,

Царством чудных сил,

Бог вознес Отроковицу

И навеки, как Царице,

Царство то вручил.

И облек Ее в порфиру,

Превознес превыше мира

Ангельских умов.

И нам, грешным и гонимым,

От мятежных сил боримым,

Даровал в покров!

О, Заступница благая!

Зришь Ты, Дева Пресвятая,

Скорбь моей души.

Даруй слезы умиленья,

Сердцу — чувство сокрушенья

И страстей моих волненье,

Бурю утиши.

Даруй силу обновленья,

Целомудрие, терпенье,

Даруй сердцу мир.

Потреби державной силой

Ты в душе моей унылой,

Страстной, злой, самолюбивой

Гордости кумир.

Испроси грехов прощенье

И с Всевышним примиренье

Милостью покрой…

Да храня Его уставы,

Совершаю путь я правый;

Со святыми в Царстве Славы,

В лике их устрой!..»

(Преп.Варсофоний Оптинский «Величие Богоматери» (Отрывок)

В наши дни много хорошо образованных поэтов, нестандартных, соответствующих модным веяниям времени. Их работы могут удовлетворить запросы самой капризной публики, которую уже ничем не удивишь и не очаруешь. Но, эпатаж – это то, на что быстро обращают внимание и так же скоро забывают. Произведение, не имеющее духовного смысла и не несущего в себе частичку Духа Святого, можно проанализировать, понять умом, но оно не отложится в сердце, не тронет за душу. Если прочитанное стихотворение навевает тоску, неприятные ощущения, искушает к греховным поступкам, то оно пронизано лукавым духом, который также может вдохновить автора. И тот, движимый темной силой, будет распространять свое душевное наполнение на других людей. Как видим, талант, данный заботливым Отцом Небесным своему ребенку как великий подарок, может быть использован в разных целях. Именно поэтому, на талантливых людях всегда лежала особая ответственность.

 

 Многие подвижники благочестия, озаряемые любовью к Богу, писали прекрасные стихотворения, отображающие красоту их души, позитивное мировоззрение и глубокую веру. Эти строки служат живительным родником в пустыне духовного голода, они укрепляют  и радуют многие поколения читателей.

 

«…Сердце Тобою всегда веселится,

Ты мой Создатель, мой Бог и Отец;

Душенька грешная к небу стремится –

Там всем скорбям и болезням конец.

 

«Слава великому Господу Богу!» –

Радостно, дух мой, воспой,

Сердцем стремлюсь я к святому чертогу,

Там, где Иисусе сладчайший мой!»

( Преп. Серафим Вырицкий « Слава Великому Господу Богу»).

 

В наше лукавое время, где агрессия и эгоизм стали нормами общественной морали, такие строки,  быть может, умягчат чьи-то жестокие сердца, разрушат оковы ненависти друг к другу, заставит задуматься о бессмысленности мирской суеты:

 

«…Плотская сласть, земная честь

И тленного богатства лесть,

Пленяющие человека,

Пребудут ли при нем в век века?

 

Приходит смерть:

Ее коса Лицеприятия не знает;

Равно под нею упадает

Власть, сила, гений и краса.

 

Бедняк забвенный — вот лежит

Близ богача или героя,

И червь, во тьме могильной роя,

Главу надменного смирит!...» ( Епископ Игнатий Брянчанинов «Совет душе моей» (Отрывок).

Строгова Валентина Прохоровна, обладатель Почётного знака Святой Татианы степени "Наставник молодёжи", организатор фестивалей православной авторской песенной поэзии, редактор-составитель ежегодного поэтического альманаха "Когда я смотрю на небо" следующим образом описывает православную поэзию:

 

«Только когда ваша душа наполняется светлой радостью от услышанного – это действительно православная поэзия. И дело даже не в том, были ли там библейские термины. У многих поэтов нет ни слова о Боге, но их стихи смело можно назвать православными и по состоянию души, и по содержанию. Таких примеров в русской литературе много».

 

Татьяна Андреенкова

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии