Православная поэзия – это особая форма общения человека с миром духовным, способ достучаться до наших сердец, порою очерствевших и грубых, донести до них свет Божественной любви. Поэты всех времен находили разный повод для вдохновения, радостный или грустный: будь-то любовь человека к человеку, преданность родному краю, неразделенные чувства, крепкая дружба, величие и красота природы, тоска о прошлом и т.д. В таких работах главная тема – это человек и его переживания. Но чувства, эмоции, связанные с миром не могут сравниться с вдохновением, вложенным в поэта Самим Господом. Православная поэзия совершенно иная…
Самый главный источник, наполняющий душу поэта – это любовь к Богу. Именно он раскрывает в человеке тот внутренний духовный свет, который таится в каждом человеке. И слог, рождающийся в процессе этого взаимодействия – это образец того, как человек использует свой талант для выражения собственного мировосприятия. Это форма общения Бога и человека, духовное утешение для наших израненных душ в круговороте мирских невзгод и бесконечных хлопот. Такие произведения заставляют нас остановится, «отдышаться» от мирской спешки, задуматься над смыслом бытия, задуматься о самом главном…
Стихотворение с глубоким духовым смыслом не может написать человек случайный, не имеющий опыта Богообщения, не любящий молитву. Православный поэт- это ответственность и великая честь одновременно. Ведь стихотворение, родившееся в сердце боголюбивого человека – это оклик души на молитву. Православную поэзию можно сравнить с иконописью. Вспомним, как иконописец готовится к работе: необходимо благословение священника, пост, молитва. Абсолютно очевидно, что Слово для православного поэта такой же важный инструмент как кисть для иконописца. Одно неверное движение - и работа испорчена. Поэтому отношение к такому виду творчества должно быть особенно бережным.
Видов поэзии много и именно православную поэзию отличает духовность, радость, светлое содержание, позитив. Истинно православные произведения затрагивают скрытые струны души, заставляя их звучать. Нередко можно узнать о простых верующих людях, которые специально нигде не учились, не получали специального образования, но тем не менее они являются авторами стихов довольно-таки приличного уровня. И по техническим характеристикам тоже. Слог, идущий от боголюбивого сердца, самый чистый, самый простой и доступный для понимания. Это то, о чем знают все люди, просто многие не помнят.
«...И над этим царством света,
Царством мира и привета,
Царством чудных сил,
Бог вознес Отроковицу
И навеки, как Царице,
Царство то вручил.
И облек Ее в порфиру,
Превознес превыше мира
Ангельских умов.
И нам, грешным и гонимым,
От мятежных сил боримым,
Даровал в покров!
О, Заступница благая!
Зришь Ты, Дева Пресвятая,
Скорбь моей души.
Даруй слезы умиленья,
Сердцу — чувство сокрушенья
И страстей моих волненье,
Бурю утиши.
Даруй силу обновленья,
Целомудрие, терпенье,
Даруй сердцу мир.
Потреби державной силой
Ты в душе моей унылой,
Страстной, злой, самолюбивой
Гордости кумир.
Испроси грехов прощенье
И с Всевышним примиренье
Милостью покрой…
Да храня Его уставы,
Совершаю путь я правый;
Со святыми в Царстве Славы,
В лике их устрой!..»
(Преп.Варсофоний Оптинский «Величие Богоматери» (Отрывок)
В наши дни много хорошо образованных поэтов, нестандартных, соответствующих модным веяниям времени. Их работы могут удовлетворить запросы самой капризной публики, которую уже ничем не удивишь и не очаруешь. Но, эпатаж – это то, на что быстро обращают внимание и так же скоро забывают. Произведение, не имеющее духовного смысла и не несущего в себе частичку Духа Святого, можно проанализировать, понять умом, но оно не отложится в сердце, не тронет за душу. Если прочитанное стихотворение навевает тоску, неприятные ощущения, искушает к греховным поступкам, то оно пронизано лукавым духом, который также может вдохновить автора. И тот, движимый темной силой, будет распространять свое душевное наполнение на других людей. Как видим, талант, данный заботливым Отцом Небесным своему ребенку как великий подарок, может быть использован в разных целях. Именно поэтому, на талантливых людях всегда лежала особая ответственность.
Многие подвижники благочестия, озаряемые любовью к Богу, писали прекрасные стихотворения, отображающие красоту их души, позитивное мировоззрение и глубокую веру. Эти строки служат живительным родником в пустыне духовного голода, они укрепляют и радуют многие поколения читателей.
«…Сердце Тобою всегда веселится,
Ты мой Создатель, мой Бог и Отец;
Душенька грешная к небу стремится –
Там всем скорбям и болезням конец.
«Слава великому Господу Богу!» –
Радостно, дух мой, воспой,
Сердцем стремлюсь я к святому чертогу,
Там, где Иисусе сладчайший мой!»
( Преп. Серафим Вырицкий « Слава Великому Господу Богу»).
В наше лукавое время, где агрессия и эгоизм стали нормами общественной морали, такие строки, быть может, умягчат чьи-то жестокие сердца, разрушат оковы ненависти друг к другу, заставит задуматься о бессмысленности мирской суеты:
«…Плотская сласть, земная честь
И тленного богатства лесть,
Пленяющие человека,
Пребудут ли при нем в век века?
Приходит смерть:
Ее коса Лицеприятия не знает;
Равно под нею упадает
Власть, сила, гений и краса.
Бедняк забвенный — вот лежит
Близ богача или героя,
И червь, во тьме могильной роя,
Главу надменного смирит!...» ( Епископ Игнатий Брянчанинов «Совет душе моей» (Отрывок).
Строгова Валентина Прохоровна, обладатель Почётного знака Святой Татианы степени "Наставник молодёжи", организатор фестивалей православной авторской песенной поэзии, редактор-составитель ежегодного поэтического альманаха "Когда я смотрю на небо" следующим образом описывает православную поэзию:
«Только когда ваша душа наполняется светлой радостью от услышанного – это действительно православная поэзия. И дело даже не в том, были ли там библейские термины. У многих поэтов нет ни слова о Боге, но их стихи смело можно назвать православными и по состоянию души, и по содержанию. Таких примеров в русской литературе много».
Татьяна Андреенкова
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов